ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СРЕДСТВАМИ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА

27.04.2018

Цель данной публикации - предложить способы психофизического характера для достижения оптимальных результатов в различных областях социально значимой деятельности. Данные рекомендации основываются на более чем сорокалетнем опыте работы автора в качестве практического тренера – менеджера по спортивно-боевым единоборствам, заведующим кафедрой спортивно-боевых единоборств СПГАФК им. П.Ф. Лесгафта, подготовившим Чемпионов Мира, Европы, СНГ и Российской Федерации за максимально короткие сроки. Научно-методические аспекты исследования изложены при защите диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук по теме «Развитие теории и практики физической культуры путем обобщения опыта боевых искусств Востока», а также более чем в тридцати публикациях.

О ведущей роли единоборств, развивающих качества необходимые управленцам различного уровня, пишет известный специалист в области ППФП, доктор биологических наук, профессор - В.Г. Стрелец: «...прежде всего, для самосовершенствования самоуправления необходимы самолюбие, самообладание, самоорганизация, самодисциплина и др., иначе - главные функции самоуправления. Эти качества формируют и развивают все виды спорта, но мы обратили внимание, что единоборства являются ведущими в этом отношении. Жизнь подтверждает, что представители этих видов спорта впоследствии становятся ведущими менеджерами, управленцами среднего и высшего звена как у нас в стране, так и за рубежом».

Нами было установлено, что коренным отличием боевых искусств Востока от аналогичных европоцентристских систем является представление о них, как о средстве и методе совершенствования человека в его духовной, интеллектуальной и телесной целостности и единстве с природой. Выполнение боевых приемов является своеобразной динамической медитацией, что адекватно внутреннему проявлению отрицания их внешней агрессивности.

Следует отметить, что значительных успехов на мировой арене достигают не только отдельные личности, но и государства, в основе физической культуры которых лежат боевые искусства. Ярким примером тому являются Китай, Япония, Южная Корея.

Известно, что полноценное формирование действия не только физического, но и, главным образом, умственного, требует прохождения шести этапов: мотивационного, ориентировочного, материального, внешне речевого, беззвучной устной речи, умственного или внутри речевого действия. Очевидно, что любые физические упражнения, включая циклические, силовые упражнения на тренажерах, с отягощениями достаточно простые координационно не будут мотивированы на занятиях учебных групп до такой степени, чтобы выполняться осознанно. Другое дело, спортивное совершенствование, когда внешне не сложное координационно действие типа бега, езды на велосипеде и пр., становится сложным внутренне, т.е. на уровне межмышечной координации. Однако, такое качество выполнения упражнения свойственно единицам, т.е. спортсменам высокой квалификации, т.к. в данном случае мотивация имеет достаточно высокий уровень. Исходя из вышесказанного, необходимо сформулировать требования, предъявляемые к упражнениям ППФП работников умственного труда:

1. Достаточная степень мотивации

2. Прикладность

3. Оздоровительная направленность

4. Формирование красивой фигуры

5. Развитие физических, психических и волевых качеств

6. Долгосрочная перспектива

7. Координационная сложность

Следует заметить, что первые шесть пунктов в той или иной мере взаимосвязаны. Последний же пункт имеет техническую значимость. Очевидно, что данным требованиям в большей мере отвечают единоборства, что подтверждает справедливость тезиса В. Г. Стрельца об их ведущей роли в подготовке управленцев.

Согласно нашим исследованиям интенсивное развитие психофизических качеств достигается согласно основным принципам боевых искусств Востока (тайцзицюань): принцип целостности, принцип единства и гармонии противоположностей, принцип концентрации и осознанности, принцип воспитывающего выполнения двигательного действия (принцип замедления).

Выполнение комплекса способствует оптимизации: соотношения работы правого и левого полушарий головного мозга, возбуждения и торможения нервных процессов, скорости расслабления и напряжения мышц, кислотных и щелочных составляющих крови. Нормализуется статокинетическое равновесие, т.е. устойчивость позы человека, что является объективным показателем функционального состояния его здоровья, работоспособности и психики.

Увеличение долевого участия альфа-ритма, т.е. интенсификация работы правого полушария способствует развитию интуитивного и образного мышления, что является существенным фактором достижения успеха «акме» в любой социально-значимой деятельности человека.

www.gagonin.ru