Российской оборонке надо перенимать советский опыт - сообщает Артем Мельников

Статья целиком: Российской оборонке надо перенимать советский опыт

й в сфере гособоронзаказа.

Об этом сообщил Генпрокурор РФ Юрий Чайка, выступивший на совместном заседании коллегии Генпрокуратуры, Минобороны и Минпромторга. По словам г-на Чайки, в результате проверок ОПК «вскрыты многочисленные факты завышения цены контрактов». В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) было возбуждено 48 уголовных дел, связанных с хищениями и преднамеренным банкротством предприятий. Федеральная служба по оборонному заказу в 2013 г. выявила нарушений на 35 млрд рублей. В интересах Минобороны в прошлом году не исполнено 87 госконтрактов, хотя деньги на них выделялись исправно. Досталось и Минпромторгу. Обязанности заказчика по федеральным целевым программам ведомство исполняет через пень-колоду, контроль за выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ отсутствует. «При попустительстве должностных лиц ведомства научные разработки прошлых лет выдаются изготовителями за новые, — утверждают в Генпрокуратуре. — А после ими же отчитываются при исполнении заключенных договоров». В общем, из материалов прокурорских проверок следует, что в ведомствах и организациях, обязанных контролировать исполнение гособоронзаказа, царят бардак и казнокрадство.

«Воровская система существует во всех отраслях и сферах, вырвать отдельно ОПК из этой цепочки непросто, так как складывавшаяся последние годы полукриминальная система сплелась с госаппаратом, Минобороны (особенно в бытность Сердюкова), — говорит президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. — В советские времена такого никогда не случилось бы. Я работал в Минобороны и помню, какая простая схема выпуска вооружений тогда существовала. На коллегиях Минобороны в присутствии представителей оборонки, на военных советах видов Вооруженных сил открыто обсуждались проблемы совершенствования вооружений. Именно там определялось, что нужно для Минобороны. За заказ, производство и эксплуатацию техники отвечали заказывающие управления Минобороны: по космосу — Главкосмос, по танкам — бронетанковые и т. д. Система военной приемки, сейчас ликвидированная, была на каждом предприятии, на нем всегда находился представитель заказчика со своим аппаратом, который отслеживал расходование средств и качество работы. Деньги не пропадали, все просчитывалось до копейки, просто так увеличить расход на производство того или иного вооружения нельзя было в принципе. А если заводы и заказчики заикались об увеличении стоимости выпуска, например танка, они должны были это экономически доказать сто раз военному отделу Госплана, который выделял деньги на ОПК. В советские времена также действовало авансовое финансирование каждого этапа производства вооружения и ровно в том объеме, который изначально был указан в документах. Сейчас между Минобороны и производителем десятки разного рода посреднических бесполезных структур, и каждая работает на откат. Давно пора избавиться от расплодившихся фирмочек, которые отсасывают бюджетные деньги и ничем не занимаются, кроме накрутки цен. Пришло время выстраивать простые, понятные всем схемы, какие были в советское время. Надо переходить на плановую экономику. И только государство должно заниматься рынком вооружений, привлекая на конкурсной основе предприятия ОПК и жестко их контролируя».

Елена Хакимова, Игорь Анин

Фото PHOTOXPRESS

источник: mirnov.ru