БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ Биодобавки – это не лекарство

Одна из сотрудниц редакции, придя утром на работу, не скрывала своего огорчения: ее мама услышала по радио рекламу лекарства. Когда она позвонила по указанному номеру, с ней любезно побеседовала специалист компании, поставила по телефону диагноз и порекомендовала срочно приобрести чудодейственный препарат, который с учетом 50% скидки обошелся бы пенсионерке в 14800 рублей. Навести справки было не сложно: чудо-лекарство оказалось биоактивной добавкой (БАД).

Описанная ситуация типична. Агрессивный маркетинг, недостоверная информация, ни на чем не основанные обещания скорого выздоровления, многократно завышенная цена, ставка в распространении на доверчивость пожилых людей – со всеми этими негативными явлениями, увы, нередко приходится встречаться людям при знакомстве с биоактивными добавками. Так что же такое БАД? Панацея от всех болезней или пустышка? Напомним, что биоактивными добавками являются, например, хорошо известные всем кальцид и рыбий жир. Эти старейшие представители семейства БАД продаются в аптеках и, в отличие от своих современных собратьев, стоят копейки. Многие наслышаны, что при разумном использовании они могут оказать положительное воздействие на организм при определенных заболеваниях. Но никто не ожидает от них мощного лечебного эффекта: поможет – хорошо, не поможет – не беда.

Отмечаются случаи отсутствия на этикетке ингредиентного состава БАД, сведений о биологически активных веществах, источником которых является БАД к пище, противопоказаний к применению БАД, информации о том, что БАД не является лекарством.

В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека поступают многочисленные обращения граждан Российской Федерации с жалобами на недобросовестную практику распространения БАД, имеющую очевидные признаки мошенничества. Указанное, в частности, выражается в доведении до потребителей заведомо ложной информации о различных несуществующих клиниках, медицинских центрах и других недостоверных сведений, вводящих их в заблуждение. При этом у потребителей формируется устойчивое недоверие и явно негативное отношение к БАД, даже несмотря на то, что в жалобах граждан в подавляющем большинстве случаев фигурируют находящиеся в законном обороте и прошедшие процедуру государственной регистрации пищевые продукты данной группы.

Так как в качестве обманутых приобретателей БАД чаще всего фигурируют люди преклонного возраста, в том числе инвалиды, склонные легко поддаваться настойчивым уговорам, то подобного рода обращения свидетельствуют о целенаправленных и явно умышленных противоправных действиях в отношении граждан-заявителей со стороны лиц, идентификация которых в некоторых случаях осложнена использованием фиктивных имен и адресов, оценка которым должна быть дана правоохранительными органами…

Отмечаются многочисленные факты несоблюдения рекламного законодательства. Ряд хозяйствующих субъектов, используя средства массовой информации, представляют населению заведомо ложную информацию о потребительских свойствах БАД, указывая область применения, не соответствующую записи в свидетельстве о государственной регистрации».

Вторая часть документа направлена на наведение порядка во всем, что касается производства, реализации и
рекламы БАД.

Еще в 2003 году были введены в действие «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», которые определяют, что розничная торговля БАД осуществляется только через аптечные учреждения, специализированные магазины по продаже диетических продуктов и продовольственные магазины (СанПиН 2.3.2.1290-03, п. 7.4.1). Это означает, что с того времени по сегодняшний день продажа БАД любыми дистанционными способами (по телефону или через Интернет), а также деятельность всех видов дистрибьюторов (сетевая торговля, продажа с рук на дому, в кабинете врача, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в других местах) является незаконной. Постановление Г. Г. Онищенко строго предписывает соблюдать принятые ранее правила.

При покупке биодобавок в аптеках Роспотребнадзор рекомендует покупателям внимательно изучать упаковку. Какую информацию она должна содержать?

– товарный знак изготовителя;
– состав БАД с указанием ингредиентного состава в весовом или процентном выражении;
– сведения об основных потребительских свойствах БАД;
– сведения о весе или объеме БАД;
– сведения о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний;
– указание, что БАД не является лекарством;
– дата изготовления, гарантийный срок годности или дата конечного срока реализации продукции;
– условия хранения;
– информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты;
– место нахождения, наименование изготовителя (продавца), место нахождения и телефон организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей

Заметьте, в правилах сказано, что БАД не являются лекарством, следовательно, они никогда не должны ставиться в основу лечения.Лечить болезни они не могут, и не стоит верить рекламе, которая утверждает обратное. Кроме того, Главный санитарный врач постановил «не допускать в названиях БАД терминов, а на упаковке рисунков, вводящих потребителя в заблуждение и указывающих на предполагаемую эффективность БАД». И главное – руководителям здравоохранения субъектов Российской Федерации предписано запретить врачам назначать биодобавки в качестве средств, оказывающих лечебный эффект.

Итак, все точки над «i» расставлены. БАД – это не лекарства, а добавки к нашему пищевому рациону, которые используются для оптимизации обмена веществ, улучшения состояния органов и снижения риска заболеваний. Они могут оказывать общеукрепляющий, мягкий мочегонный, тонизирующий, успокаивающий и иные эффекты, подобно тому, как действуют различные пищевые продукты. И каждый человек в праве сделать собственный выбор: купить мед или капсулы с продуктами пчеловодства, добавить в свое меню фрукты или их заменители в виде таблеток и сиропов. В любом случае биодобавка не заменит по свойствам качественную натуральную пищу, в которой все полезное для здоровья вложено Самим Творцом. И главное – чтобы индустрия биодобавок не превращалась в очередную религию, предлагающую доверчивым покупателям быстрое выздоровление без усилий, без консультации врачей, без соблюдения здорового образа жизни и без оздоровления духа.

Наталья Воронина.