Бизнес идея кейтеринга

06.04.2018

Пикник на перепутье.

Сегодня организация отдыха на природе является самостоятельным видом бизнеса: для кого-то основным, для кого-то побочным, но занимающим заметное место в структуре доходов

С наступлением теплого сезона пригородные леса и водоемы становятся самой большой по площади ресторанной площадкой: здесь граждане едят, пьют и развлекаются самыми разными способами — начиная с пьянки на свежем воздухе и кончая корпоративным пикником, сценарий которого расписан по минутам. Первые компании, специализирующиеся на организации пикников, появились в России в 1997 году. Сегодня заказы на проведение отдыха на природе поступают как от частных лиц, так и от организаций, доля которых в структуре спроса оказывается подавляющей.

Преимущество выезда на природу перед трапезой в стенах офиса или в ресторане заключается в демократичности атмосферы, что может послужить сплочению коллектива компании-заказчика. Кроме того, пикник дешевле ресторанной вечеринки — в частности, на свежем воздухе допустимо воспользоваться пластиковой посудой. Наконец, пикник — это отдых на воздухе, на свободе.

Поводом к организации массового выезда на природу могут послужить летние праздники, годовщина, юбилей, переезд в новый офис, отъезд руководителя, запуск нового продукта, вступление в должность менеджера и так далее. Самые плодотворные месяцы это, конечно, декабрь и январь, когда празднуются Новый год и Рождество. Пикники — забава летняя. С каждым годом подобное времяпрепровождение завоевывает у московских бизнесменов все большую популярность.

За организацию пикника может взяться как кейтеринговая компания, так и креативное агентство — вопрос лишь в том, кто кого привлечет на субподряд. В большинстве случаев кейтеринги самостоятельно оформляют места проведения мероприятий силами своих сотрудников, задействуя партнеров по мере надобности. Креативные агентства также предпочитают находить постоянных партнеров среди кейтеринговых компаний. «Люди чаще предпочитают видеть на корпоративном празднике готовый стол, нежели готовить пищу самостоятельно.

Все компании, занимающиеся организацией досуга, обзаводятся многочисленными постоянными партнерами: пейнтбольными клубами, домами отдыха, пикник-базами .

Что касается цен, то номер на двоих в гостинице выходного дня стоит 50 долларов, а, скажем, аренда VIP-территории на подмосковной турбазе может обойтись в 1500 долларов за вечер. «Дикие» площадки вовсе не бесплатны. Чтобы организовать полномасштабный пикник, требуется множество оборудования, доставка которого может стать настоящей проблемой. Поэтому агентства предпочитают цивилизованные площадки, где есть электричество (и вода в реке гарантировано чистая).

«Лучшие развлеченья — пряники да печенья» — говорит пословица, но без организующего начала, без «массовика-затейника» любое застолье, а тем более застолье на природе, рискует вылиться в банальную пьянку. Заказчики предъявляют к этой части пикника самые разные требования. Одни хотят сидеть за столом и слушать, например, выступление Сюткина, другие — бегать по пейнтбольному полю, отправляя в сторону противника тучи желатиновых шариков с краской.

Цели мероприятия тоже разные. Может быть, руководство добивается лояльности сотрудников, а возможно, пикник организован для формирования корпоративного духа. В последнем случае хороши спортивные состязания, лучше с делением на команды. В таком случае заказываются майки разных цветов, чтобы усилить элемент соперничества и подчеркнуть деление на своих и чужих. Впрочем, у каждого события должна быть своя изюминка, поэтому подход всегда индивидуальный.

Креативные агентства утверждают, что программа пикника ограничена лишь фантазией клиента. Наверное, и его финансовыми возможностями тоже. В набор развлечений может входить концерт на смонтированной сцене, фейерверк, гонки на гидроциклах, да мало ли что еще благодаря развитой системе субподряда. «В зависимости от желаний и возможностей для клиента будет разработан индивидуальный сценарий мероприятия. Разработка сценария для взрослого праздника стоит от 150 долларов, детского — от 50. Хотя нельзя сказать, что праздник для детей обойдется дешевле, ведь с детьми работать намного труднее.

У компаний, давно работающих на рынке, существуют стандартные предложения: развлекательная программа стоит от 200 до 2000 долларов. Собственно, шоу-агентства выступают чаще в качест-ве посредника, получая комиссионные (5–10%). В связи с этим обстоятельством, кроме регистрации предприятия, других лицензий или разрешений для номинальной организации подобного бизнеса не требуется, в отличие от тех же кейтеринговых компаний или домов отдыха.

Успех креативного агентства или кейтеринговой компании во многом зависит от эффективности разработки того слоя клиентов, которые пока еще отказываются пользоваться услугами как кейтерингов, так и креативных агентств, хотя коллективные поездки на пикник — неотъемлемый атрибут их корпоративной культуры. Важно понять их мотивы и постараться разрушить имеющиеся стереотипы. к услугам выездных ресторанов прибегают прежде всего иностранные компании — у них так принято. Российские предприниматели в своем большинстве обращаются к увеселителям два раза в год: устроить новогоднюю вечеринку и что-нибудь организовать на день рождения фирмы.

Помимо иностранных компаний, проведение пикника специализированным фирмам заказывают очень большие компании, которые не могут обслужить себя сами. Программы, предлагаемые агентствами, особой изобретательностью не отличаются, а пища выездных ресторанов однообразна, два раза пользоваться услугами одного и того же заведения просто невкусно. А ведь в компаниях всегда есть люди, которые увлекаются музыкой, любят готовить, могут следить за порядком. Всегда на фирме есть заводилы, готовые придумать что-нибудь необычное. Только так компания и может по-настоящему обрести семейность, к которой так все стремятся».

Как видим, пикник — дело хоть и западное, но вполне тонкое, для которого российский клиент еще не созрел. Утратив советские традиции поездок на отраслевые турбазы, новых привычек гражданин нашего отечества пока не приобрел. К сожалению, компании, которые наиболее заинтересованы в развитии культуры корпоративного досуга — кейтеринговые, дома отдыха, шоу-агентства — не ведут активной пропаганды подобной формы досуга. Из-за неразвитости рынка и конкуренция на нем достаточно жесткая. А потенциальные клиенты еще не осознали разницы между копанием грядки на собственной даче и корпоративным барбекью на пейнтбольном поле.

Кейтеринг в деталях

Преимущество кейтеринга в массовости: это общепит в хорошем смысле слова. В отличие от стационарных ресторанов, кейтеринги не работают с малыми заказами. Так, для многих компаний заказы дешевле 850 долларов являются убыточными. Впрочем, для постоянных клиентов кейтеринги готовы поступиться собственной прибылью и организовать что угодно, где угодно и на сколь угодно малое число персон.

Услуги выездного ресторана готовы предоставить многие: стационарные рестораны очень часто пытаются делать это, практически все дома отдыха организуют пикники. Однако нельзя забывать, что кейтеринги — это отдельный формат. Так, в ресторане на 150 посадочных мест будет 250 комплектов приборов (и это не маленький ресторан), а кейтеринг — это несколько тысяч комплектов приборов.