Весь Кольский полуостров за три дня!

02.08.2018

Посмотреть весь мир и умереть. С этим утверждением можно не согласится. Первое не под силу наверное никому, да и предпочтения у нас разные. Со вторым проще, это точно у всех получится. Однако, подумалось мне, можно же попытаться увидеть как можно больше. Поэтому я решил посетить Кольский полуостров.

Пользуясь служебным положением я позвонил в представительство Volkswagen и попросил предоставить мне автомобиль. И вот тут меня слегка озадачили, спросив дизель или бензин? Я прекрасно знал, что трасса Кола в очень хорошем состоянии, одна беда, впрочем она по моему мнению общая для нашей страны — отсутствие инфраструктуры. Поэтому я все же выбрал дизельный вариант кроссовера Tiguan, расход поменьше, да и мотор работающий на солярке более тяговитый, а ведь я собирался ездить не только по дорогам. Так что в аэропорту Мурманска меня ждала именно дизельная машина.

Город правда встретил меня неприветливо, сильный ветер и колючий снег, да-да, снег в июне это нормально, поэтому быстрее в теплый салон. Кстати сейчас на Кольском полярный день, поэтому если решитесь повторить мой вояж, то запаситесь очками, спать «ночью», в кавычках, тяжеловато.

Созерцанием Мурманска я решил заняться позднее и направился в Кировск, что в 220-ти километрах от Мурманска. Почему я остановил свой выбор именно на нем? Этому есть причина: это самый кинематографический регион России, тут снято более 100-а фильмов. Назову самые известные: Тайна перевала Дятлова, Начальник Чукотки, Левиафан и Кукушка. Да и виды там великолепные. От озера Малый Вудъявр прекрасно видны хребты Тахтарвумчорр и Тахтарпорр. Вы знаете завораживает. В сочетание с суровой природой, кривыми низкорослыми березками и хвойными, покрытый ягелем и мхом ковер при свете солнца приобретает изумрудно-желтоватый оттенок. Сами вершины гор почти всегда накрыты шапкой тумана, может поэтому снег там и не тает.

Я не пожалел, что остановил свой выбор на Тигуане, да, пусть это не полноценный внедорожник, но момента дизельного силового агрегата в сочетании с возможностями полноприводной трансмиссии хватало вполне, впрочем как и клиренса. Мне удалось даже не поцарапать автомобиль.

Вернувшись в Кировск я направился к озеру Имандра, это самый большой водоем Кольского полуострова. Длина больше 100 километров, ширина до 20 километров. Берега по большей части пологие, правда заходить в воду не хотелось, термометр Фольсквагена показывал один градус тепла, к тому же переодически сыпал мокрый снег. Мне тут понравилось, поэтому я решил не возвращаться в Мурманск, а заночевать в Имандре и по утру отправится в Ревду, благо трасса Кола проходит через Мончегорск и Оленегорск и сам путь занимает всего 150 километров. Учитываю слабую загруженность дорог времени это должно было занять не много.

В десять утра, хотя вы помните, что грань между ночью и днем на Кольском в это время года стирается, я уселся за руль направился в Ревду. Там меня ждали новые впечатления, ведь поселок знаменит не только своими рудниками, но и совершенно неповторимыми видами. Ловозеро и Сейдозеро горные хребты между ними производят совершенно фантастическое впечатление. Кстати тундра тут горная и она сильно отличается от той части полуострова который находится ближе к границе с Норвегией. Впрочем не буду забегать вперед, об этом позднее.

Сама Ревда, впрочем как и все населенные пункты производит тягостное впечатление. Забитые досками окна, облупившаяся штукатурка домов, хоть кино про постапокалипсис снимай, не хочу про это.

Поехали в горы, вид с бывшей дороги геологов на Ловозеро открывается великолепный, скальный стенки уходят от водной глади почти вертикально вверх наверное метров на сто. Правда все впечатление испортили остатки Ловозерского ГУЛАГа. Куда в 1941 году свезли 6000 военнопленных, бойцов РККА побывавших у финнов. Любоваться видами им скорее всего не пришлось.

Утром сев за руль Volkswagen Tiguan с дизельным двухлитровым мотором который любезно предоставили мне в представительстве фирмы я отправился дальше, к границе с Норвегией. Автомобиль действительно очень удачный, и комфортный. К тому же, что немаловажно, обладающий скромным аппетитом. Забегая вперед скажу, расход топлива не превысил 8 литров на сотню километров пути. И это учитывая тот факт, что по дорогам с твердым покрытием я ездил около 70-ти процентов времени, остальные тридцать пришлись на грунтовку и буераки. Кстати до 1941 года большая часть территории которая сегодня считается Российской принадлежала Норвегии. Эта тундра видела и наверное помнит многое, люди с их проблемами и вечными метаниями наверное вызывают в ней скорее всего лишь ухмылку.

Мой же путь лежал через Долину славы, Титовку, Печенгу в поселки Заполярный и Корзуново (Луостари) в последнем Юрий Гагарин впервые полетел на истребителе МиГ-15. Кстати полоса взлетная существует и за ней даже следят, вот самого гарнизона и летной школы нет. Впрочем, я опять забежал вперед. Да и вот еще что, желающим повторить мой путь очень советую взять с собой паспорт, он понадобиться на КПП у Титовки, без него вас не пропустят.

Первую остановку я совершил у Генерал Горы. Это господствующая высота, где велись самые ожесточенные бои в 1941 году. Там Альпийские стрелки под командованием баварца полковника «папаши» Дитля даже небольшой бункер построили. Это конечно не оригинальное сооружение, его восстановили по чертежам. Разумеется это не «Волчье логово», но впечатление производит.

Если же вас больше привлекают природные красоты, то советую сразу после КПП Титовка свернуть на право, к реке с одноименным названием, там вы сможете посмотреть природную систему красивейших водопадов. Если бы не шум воды, то тишина бы стала тут полная. Кстати, как я уже говорил Кольский не смотря на природную суровость очень разнообразен, горы тут соседствуют с равнинами, а пробитые и укатанные ледниками долины производят просто ошеломляющее впечатление.

Теперь в Мурманск. Памятник защитникам Заполярья получил «народное» название Алеша. Не стоит путать этот монумент с Болгарским аналогом. Там солдат стоит с автоматом в руке и в плащ-палатке, Мурманский защитник смотрит на Долину Смерти, она сейчас называется Долиной Славы, и автомат его висит на плече. Он огромен. Высота равно 15-ти этажному дому. Там находится и смотровая площадка, можно рассмотреть весь Мурманск.

А теперь в порт, где на вечную стоянку поставлен первый атомный ледокол Ленин. Этот корабль провел через льды Ледовитого океана тысячи судов и прошел более 650-ти тысяч морских миль. Любопытный факт. Когда один из реакторов, а их было три, вышел из строя специалисты в доках вырезали обшивку корпуса, а она там семнадцатислойная, и затопили его у Новой земли. Вот такая вот экология у нас получается. Сегодня все реакторы демонтированы, и питание судно получает с берега. При этом оно считается действующим, поскольку стоит на воде.

Пора домой. Вроде все посмотрел. Теперь несколько советов. Если решитесь отправится на Кольский, то сделать это лучше в июле или в августе, в июле там сирень зацветет как-раз. Ведь настанет короткое, но очень красивое Полярное лето. Пейзажи изменятся, желтый цвет уйдет и изумрудный будет господствующим колором тундры.

С автомобилем же я действительно угадал. Небольшой, комфортный и адекватный кроссовер Volkswagen Tiguan стал мне на время верным товарищем. У него лишь один минус — цена. По прибытии в Москву я узнал, что отпускная стоимость вновь подросла. Впрочем, это не вина машины.