История о том, как на УАЗ пикап делали

12 October 2019
1,7k full reads
1,9k story viewsUnique page visitors
1,7k read the story to the endThat's 92% of the total page views
1 minute — average reading time

Вот назовите мне самые известные модели Ульяновского автозавода? Первой на ум приходит «буханка», конечно «козлик» и «469». Все? И на самом деле это действительно так. Но это вовсе не значит, что в Ульяновске не пытались создать автомобили разных типов и назначений. Судьба предприятия печальна. Создав его фактически в чистом поле, никто не подумал о том, что для нормального функционирования предприятия необходима бесперебойная подача электроэнергии. А поскольку электростанций поблизости не было, то с этой задачей должны были справляться генераторы. Но они, как вы понимаете этого не делали. Вообще работать в нормальных условиях талантливые инженеры и дизайнеры которых эвакуировали из столицы попросту не могли.

УльЗИС , вплоть до конца 1945 года, входил в главк ГлававтоЗИС, говоря проще в большую сеть заводов, куда входил и сам МосЗИС, и прочие заводы, которые возникли в результате эвакуации МосЗИСа. При этом оборудование передавали примерно до середины 2-го квартала 1944 года, хотя должны были уложиться ещё до конца 3-го квартала 1943 года, потому что ЗИС-5 передали в Миасс постановлением ГКО от января 1943 года.

И сегодня расскажу об автомобиле который имел в своем названии индекс 300.

Грузовик создавался силами коллектива предприятия и он, по идее должен был стать новым словом в автомобилестроении СССР. Ведь предполагалось с "ноля" разработать автомобиль с бортовой платформой и грузоподъемностью не более тонны.

Как вы понимаете ни коробок, ни моторов, ни подвески, ни даже примерного понимания у его создателей не было. Как обычно — партия сказала, комсомол ответил есть. В срочном порядке на предприятие стали поступать трофейные немецкие машины. Моторов предложили на выбор два: один от легковушки Победа, второй от ГАЗ ММ(впрочем он был всего лишь модернизированным ГАЗом АА). А вот с раздаточными коробками и трансмиссиями пришлось поработать самостоятельно. Существующие образцы в проект не вписывались.

Художники сделали макет машины. Получился классический капотный пикап, на базе которого можно было создать и грузовик и микроавтобус и фургон.

Кстати сравните, это не УАЗ-300, а модель с индексом 302. У нее была двухскатная ошиновка задней оси. И она другая.
Кстати сравните, это не УАЗ-300, а модель с индексом 302. У нее была двухскатная ошиновка задней оси. И она другая.
Кстати сравните, это не УАЗ-300, а модель с индексом 302. У нее была двухскатная ошиновка задней оси. И она другая.

И вот первый опытный образец УАЗ-300 был формально сдан только к 7 ноября 1949 года, а судя по документам – только к концу декабря в 1949 года. Они должны были пройти ходовые испытания и должны были стать первой(!), я повторюсь — первой собственной разработкой Ульяновского автозавода. Им присвоили индекс УАЗ 300.

В ходе ходовых тестов двух прототипов инженеры экспериментировали с механизмами, но при этом на обоих опытных образцах УАЗ-300 были односкатные колёса. А вот модификации с индексом 302 использовали двухскатные колёса. Дело в том, что это была больше не разработка, а так называемая «большая модернизации ГАЗ-ММ» и никакого отношения к УАЗ-300 эта машина не имела за исключением кабины. Поэтому путать их не стоит.

Тесты велись до 1951 года, но как это обычно бывает в нашей стране основным стало не освоение новой техники, а возможность быстро наладить производство старой.

Так что основным автомобилем УАЗа стал морально и технически устаревший ГАЗ ММ. А трехсотый проект благополучно похоронили.

А жаль, глядишь и у нас были бы свои нормальные пикапы. Точно такие же как в США. Ведь ездят же, и с успехом ездят, по дорогам серверной Америки пикапы Ford, GMC и Chevrolet.