Как политика влияет на инженерную мысль

30 June 2018

11 марта 1985 года на заседании политбюро ЦК КПСС министр иностранных дел СССР Громыко выдвинул на пост генерального секретаря Коммунистической партии Михаила Сергеевича Горбачева. А 23 апреля генсек Горбачев провозгласил новую эру в развитии страны которую назвали в последствии Перестройка. Почти одновременно на крупнейшем предприятии страны в Минске, а если быть более точным на Минском автомобильном заводе, где собирали самый массовый дальнобойный тягач МАЗ начались работы по созданию модели 21 века. Ее так и назвали МАЗ 2000 или Перестройка.

Сроки сегодня поражают воображение. Уже в 86-м была готова действующая модель с немецким дизелем МАН и отечественной механической коробкой. Благодаря уникальной конструкции и обтекаемым формам кузова эта машина с балластом могла развить скорость в 120 километров в час. Что же это был за грузовик? Представьте себе современный автопоезд. Это седельный тягач и полуприцеп, который крепиться к седлу грузовика. Так вот в Минске предложили отказаться от привычной схемы.Инженеры решили использовать иную конструкцию. Передняя тележка с одной осью и кабиной являлась тягачом, к ней крепился прицеп, у которого было три оси. Саму длину прицепа можно было регулировать. То есть фура становилась на треть длиннее обычного автопоезда. Седельный тягач который уменьшает длину прицепа ведь отсутствовал. Получалась такая цельная гусеница которая могла перевозить до 80-ти тонн.

Кабина была вообще оформлена в футуристическом виде. Во-первых совершенно ровный пол(такой появится у тягача Рено Магнум лишь в 1990-м). Во-вторых панорамное лобовое стекло и высоченная крыша. В-третьих, невиданные для дальнобойщиков советского союза телевизор, кондиционер, магнитола, радиоприемник, холодильник, электроплитка и даже камера заднего вида. Сами передачи переключались при помощи джойстика, то есть почти автомат, кочерга КПП отсутствовала. Для улучшения аэродинамики все колеса были закрыты пластиковыми колпаками, а на самой кабине был установлен обтекатель. Если посмотреть на машину в профиль вы поймете чем она отличается от привычного автопоезда. У тягача сегодня две или три оси, далее идет полуприцеп с двумя или тремя осями. У МАЗа 2000 передняя ось была одна, она же и была ведущая, далее шел полуприцеп. По сути сам автопоезд являлся единым целым.

Кстати инженерная группа получила более 30 патентов, которые были проданы за рубеж. А в 88 на выставке в Париже МАЗ Перестройка по праву заслужил массу хвалебных отзывов и кучу призов. Перестройка в стране длилась не долго, в 1991 году СССР перестал существовать, а с ним похоронили и удачный проект. Один МАЗ 2000 просто распилили, второй чудом уцелел(он стоит перед проходной завода на постаменте. Жаль, идея была очень интересная.