Кем был Ли Якокка?

27 August 2019

Если вы не подойдете к подчиненному и не похлопаете его по плечу, не скажете «Молодец, это замечательная идея!», он в следующий раз промолчит. А ведь именно такой вид общения демонстрирует человеку, что он тоже чего-то стоит. Так писал величайший менеджер современности Ли Якокка. Правда его самого никто не хлопал по плечу и не говорил, что он молодец. Он с самого детства делал себя сам. Ведь родившийся в семье итальянских Лидо Энтони Якокка вышел на работу в десять лет, он помогал разносить покупки из продовольственного магазина. Всеми правдами и неправдами ему удалось окончить престижный Принстон куда его перевели из университета в Лихае.

Уже в 1946 он приходит на работу в корпорацию Ford. Диплом инженера, однако ему не понадобился. Он начинает свою трудовую деятельность с того, что начинает изучать все этапы производства автомобиля. Причем с самого начала. Он смотрит как работают сталеплавильные производства, добывается уголь, делается прокат, как из листов штампуют автомобильные панели и как сами машины собираются на конвейере. Он всего лишь стажер, ему можно больше, чем обычному инженеру. Потом он напишет - «каждый должен испить свою чашу до дна». Он ее испил. И неожиданно для всех, этот заикающийся паренек стал сначала скромным продавцом, а потом и менеджером по сбыту.

Когда же в 1956 он предложил уникальную систему и сильно подстегнул продажи компании Ford, то его заметили и наверху. Об этом стоит рассказать подробнее. Суть сводилась к следующему : вы не можете позволить себе новый автомобиль. Хорошо. Платите 20 процентов стоимости за машину 56-го года выпуска и уезжайте на ней из салона. С одним условием. В течении трех лет, нужно платить по 56 долларов дилеру и автомобиль перейдет в вашу собственность. Ничего не напоминает?

Такой феноменальный успех. Якокка управляющий директор Ford. Но дела у компании обстоят не лучшим образом. Они только вывели на рынок модель Edsel, и провалили продажи. Тогда Ли Якокка ставит перед подчиненными цель сделать такой, от чего все ахнут. И вот в 1964 году появляется концепт с броским именем Mustang. А как привлечь покупателя? Провести презентацию по телевидению! Пусть люди видят, что им предлагают. За время эфира поступает 20 тысяч заказав на новое купе. К концу года их становится больше двухсот тысяч.

В 68, он вице-президент и президент североамериканского подразделения Ford. Но путь к вершине тернист и сложен. Уж очень раздражал своими взглядами он внука основателя фирмы Генри Форда II. Через десять лет, тот добился таки своего. Для начала он потратил уйму средств на то, что бы найти финансовые нарушения в деятельности выскочки эмигранта. А потом все же уволил последнего в 1978 со словами- «бывает, что тебе просто кто-то не нравится». Якокке 54, можно и о пенсии подумать. Но не таков наш герой. Да, его все бросили. Про таких людей он потом скажет - «после увольнения мне было тяжело на душе, я ждал звонка от кого-то, я ждал, что мне просто позвонят и скажут выпьем кофе.» Но друзья оставили его. Это было самое большое разочарование в жизни.

Когда его пригласили в Chrysler он и не подозревал о том, что компания стоит на грани разорения. Для начала он сократил себе зарплату. Официально Якокка получал один доллар в год. Резко снизил гонорары то-менеджеров, при этом ни тронув зарплаты рабочих. И наконец совершил чудо, взяв кредит у правительства США. Он вернул деньги, причем вернул раньше срока. И вывел таки фирму из кризиса.

В 1992 он уходит из Chrysler. Начинает продажу электровелосипедов и оливкового масла. Ездит по стране и миру читая лекции, пишет книги. Когда его спросили зачем вам столько денег? Ответ был неожиданным « мне нужно заработать как можно больше, что отдать все на благотворительность»!

Он прожил полную, яркую и долгую жизнь. И вот 2 июля 2019 его не стало. Однако он навсегда войдет в историю как человек беззаветно преданный своему делу и отдававший ему всего себя.