Почему дизельных моторов в СССР не делали?

Сегодня наличием дизельного мотора никого не удивить. Двигатели, работающие на «тяжелом топливе», именно так называют солярку, есть в гамме любого производителя. Преимуществ масса: малый расход топлива, больший крутящий момент, низкий процент примесей выбрасываемых в атмосферу, долговечность и наконец, не высокая стоимость топлива. Конечно, есть и минусы: высокая цена самого силового агрегата и его вес, требования к качеству топлива и наконец, проблемы с холодным пуском. Но все эти недостатки нивелируются одним — эксплуатировать такую машину сегодня - дешевле. И это - самое главное. Так почему же, в том же СССР, таких движков практически не было? Они существовали, но их делали для танков и другой военной техники. Даже легковушки и грузовики продолжали ездить на 76-м бензине. Чего один ЗИЛ 131 стоит, с его огромным вэ-образным мотором с просто фантастическим расходом топлива.

Начну от печки. В Европе, в той же Германии, первые грузовые авто, с дизельным движком, появились еще в начале 20-х годов прошлого века. А к 36-му были показаны и легковые серийные машины Мерседес и Пежо. За ними потянулись и другие фирмы.

Однако в СССР о таких моторах и не думали. Тут есть несколько объяснений. Во-первых, отсутствовала конкуренция. Во-вторых, стоимость бензина была не высока. Может быть, именно поэтому разработанные дизели так и не пошли в производство. А ведь при помощи вывезенных из Германии инженеров, такой мотор сделали еще в конце 40-х годов. Ситуация кардинально изменилась в 50-х. Нет, машина для жителя страны Советов продолжала оставаться роскошью и о том, чтобы выпустить на внутренний рынок дизельный вариант Москвича или Волги речи не шло.

Но вот за рубежами СССР спрос на дизели был. Автоэкспорт активно реализовывал те же Волги и Москвичи в Европе. Дело тут было не в их техническом совершенстве, а в низкой цене. Дилеры быстро смекнули, что на этих машинах можно неплохо подзаработать и … стали оснащать их дизельными моторами самостоятельно. Кстати в Москве такие реэкспортные модели, каким-то образом появились, причем в личном пользовании. А вопросы были следующие: как и чем их было заправлять? Поколение постарше отлично помнит, что в Союзе на АЗС были колонки с соляркой, одна беда - залить из них топливо частнику, было нельзя. Водители же большегрузов, получавших «тяжелое» топливо по талонам, активно на этом зарабатывали. Привычная для «совка» практика сливать «налево» очень помогала.

В 80-е на ВАЗе по заказу того же Автоэкспорта начали разработку движка работающего на дизеле. Очень не хотелось гос. структуре терять драгоценную валюту, а на дизели спрос в Европе был. Однако конструкторов опять зажали в жесткие рамки и ограничили в средствах, так что к концу десятилетия, об этом все забыли.

Велись аналогичные работы и в Заволжье. Моторами ЗМЗ хотели оснащать Волги и УАЗы. И нужно заметить, что именно инженеры - мотористы этого предприятия, продвинулись дальше всех. И сегодня УАЗ Патриот, с их движком, пожалуй, единственная отечественная действующая разработка.

В последние годы жизни СССР, о дизеле для легковушек стали задумываться чаще, на АЗЛК даже разрабатывали такие моторы. Но, как и Союз, да и сам завод, они канули в лету.

Интересно, что сегодня спрос на дизельные машины велик лишь в ценовом сегменте от 2-х миллионов рублей. Да и отечественным производителям начинать разработку подобного мотора бессмысленно. Проще купить лицензию или готовый продукт.

Так почему же в СССР все же не было дизельных моторов? Косность и нерасторопность плановой экономики напрочь убивала любую хорошую идею. К тому же в условиях тотального дефицита спрос на любой мотор и машину был высоким.