Почему Ниву Нивой назвали?

4,5k full reads
4,8k story viewsUnique page visitors
4,5k read the story to the endThat's 93% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Расскажу о самом известном в мире отечественном автомобиле. Машина была столь прогрессивной для того времени, что по праву носит звание первого среднеразмерного кроссовера с несущим кузовом. Это была Нива ВАЗ 2121. Руководил проектом Петр Михайлович Прусов, являвшийся в то время ведущим конструктором АвтоВАЗа. Дизайн же этого вездехода придумал и воплотил в метале Валерий Павлович Семушкин.

Почему Ниву Нивой назвали?

Почему Ниву Нивой назвали?

А началось все очень прозаично. Председатель совета министров СССР Алексей Косыгин курировавший автомобильную отрасль поставил перед тремя заводами(это были Ижмаш, Москвич и ВАЗ) задачу придумать и создать легковой, здесь важна именно эта формулировка, легковой(!) авто повышенной проходимости. Дело в том, что УАЗ выпускал внедорожник, но к комфортным машинам его причислить было нельзя. Интересно, что на АЗЛК-Москвич еще в 1957 году создали прототип очень напоминавший своими формами Willis машина правда была рамная(о ней я расскажу как нибудь позднее), но при полной загрузке производственных мощностейпроект благополучно зарубили, как и много других разработок Москвича. Иж -14 был очень схож с Нивой конструктивно.

Почему Ниву Нивой назвали?

Он тоже имел несущий кузов, но, подчинялся Министерству обороны и военные на него попросту не дали денег. Именно поэтому по итогам ходовых испытаний был выбран проект Волжского автозавода. И он действительно имел массу преимуществ перед конкурентами. Салон полностью унифицировали с моделью ВАЗ 2106, разве, что передние сидения в силу особенностей конструкции пришлось делать откидными. Даже задние фонари были от «шестерки». В основе же лежал несущий кузов, независимая подвеска передних колес, возможность прямо из салона включить пониженные передачи и еще с постоянным полным приводом. Этой действительно был самый настоящий первый в мире кроссовер. При всей своей похожести на легковушку машина обладала завидным внедорожным потенциалом. Для сравнения, при испытаниях проходимости ее сравнивали с английским Рендж Ровером и УАЗом 469, и Нива вышла из всех испытаний победительницей.

Почему Ниву Нивой назвали?

В апреле 1977 года вышел серийный автомобиль. А уже через год Нива получила золотую медаль в Брно. Это был самый востребованный авто на рынках зарубежных стран. ВАЗ 2121 экспортировался в 110 государств, еще бы ведь кроме Рейджа, Геледвагена и Джипа он стал 4-м в мире внедорожником имевшим постоянный полный привод и легковой интерьер. Забавно, даже не то, что во многих странах есть клубы любителей Нивы, а то, что они есть даже там куда «нюша» не поставлялась, к примеру в Японии. Как то беседуя с Петром Михайловичем Прусовым я заговорил о Франции о тут он вспомнил один интересный эпизод. Фермеры сетовали, что при всех своих плюсах у Нивы очень маленький багажник. И тогда в ОПП(опытно-промышленном производстве ВАЗа) сделали двухместную версию машины, сразу за спинками передних кресел шла глухая перегородка, а вся задняя часть машины стала багажником.

Почему Ниву Нивой назвали?

Снималась Нива и в отечественных боевиках. Так в фильме Мираж(по мотивам романа Чейза «Весь мир в кармане») из Нивы сделали первый отечественный броневик для перевозки денег. Так что советский кроссовер стал кинозвездой. Кстати за свою сорокалетнюю жизнь Нива снялась в 108 фильмах. Причем пальму первенства удерживает кинопродукция из США.

Почему Ниву Нивой назвали?

Петр Михайлович Прусов однажды в интервью раскрыл тайну названия машины. Имя сформировалось из имен детей Петра Михайловича и отпрысков главного конструктора Владимира Сергеевича Соловьева. Из звали Наталья и Ирина, Вадим и Андрей — получается НИВА. Увы, теперь это имя заводу не принадлежит, им владеет совместное предприятие Джи Эм Автоваз. А в ВАЗе производят модель 4х4