Машины за бортом: корабль тонет, 200 «Крайслеров» спасаются

Зимой 1926 года в страшной метели 29 мужчин, борясь за выживание, пытались спасти свой тонущий корабль City of Bangor в суровых водах Верхнего озера в штате Мичиган. Их история довольно примечательна, но ещё более примечательна история груза — двухсот автомобилей Chrysler. Многие из машин были спасены и вернулись обратно к цивилизации.

City of Bangor был 135‑метровым паровым судном, направлявшимся в Дулут с автомобилями на борту. В ночь на 30 ноября корабль попал в жестокую бурю недалеко от Игл‑Ривер. Озеро Верхнее славилось своей непогодой и в частности той внезапностью, с которой эта непогода может подкрасться. Капитан решил, что сможет отступить и скрыться на «подветренной стороне» полуострова. Ему это не удалось. Недалеко от Коппер Харбор у корабля отказало рулевое управление, и он был отдан на милость водам. Вскоре после этого он разбился о скалы недалеко от берега. Волны продолжали атаковать судно, и вода полилась внутрь корпуса. Двигатели залило, и City of Bangor был обречён. Около десяти автомобилей, стоявших на палубе, были смыты за борт. Капитан принял решение покинуть корабль и приказал своей команде направляться к берегу.

В темноте укрыться было практически негде: моряки не были одеты должным для мичиганской зимы образом. Они подумали, что смогут добраться до Коппер Харбор утром. Пробираясь через снег глубиной более метра (в некоторых местах сугробы достигали 4 метров), экипаж быстро отказался от идеи добраться куда бы то ни было и остался на месте. Люди приготовились к самому страшному, но… О чудо! Ещё один корабль попал в бурю, но сумел причалить и позвать на помощь. Береговая охрана отправила спасателей, которые на обратном пути обнаружили команду «Бангора» в плачевном состоянии. Моряков подобрали и отправили в больницу в Калумете. Многие получили сильные обморожения, но выжили.

А что же случилось с машинами? Было решено за ними вернуться. Спасательная операция началась, как только между судном и берегом застыл лёд. Трёхметровый слой льда покрывал палубу. Машины приходилось буквально вырубать. Была возведена специальная снежно‑ледяная рампа, чтобы автомобили имели возможность съехать с корабля. Затем машины аккуратно доехали по береговой линии до Коппер Харбора. Смытые за борт, естественно, спасти не удалось, но говорят, что весной их выбросило на берег.

История о замечательном спасении людей и машин заполнила заголовки газет по всей стране. The Milwaukee Journal с упоением рассказывал, как гигантские ротационные плуги по миле в день расчищали дорогу от Коппер Харбора до Калумета, чтобы доставить потерпевшие кораблекрушение автомобили.

200 машин гордо въехали в Коппер Харбор, а затем, когда дорога была открыта, — в Калумет. Там их погрузили на поезд и отправили обратно в Детройт, где они были восстановлены и проданы. Затонувший City of Bangor был частично разделан на металлолом в 1929 году, а полностью остов удалили лишь в 1944 году.

Неизвестно, предупредили ли будущих владельцев «Крайслеров» о том, через какие испытания пришлось пройти автомобилям, чтобы попасть к дилеру. Судя по слухам, не все автомобили из той печально известной партии покинули место крушения. Конечно, теоретически возможно, что некоторые проданные машины по случайному стечению обстоятельств обосновались в северном Мичигане, однако более правдоподобно звучит версия, что местные жители, обнаружив машины на берегу, просто забрали их домой, не потрудившись узнать, кому они могут принадлежать.

В архиве сохранилась фотография той эпохи, на задней стороне которой есть надпись:

«Падди Слусарчик из округа Калумет стоит рядом со своим знаменитым Chrysler того времени, когда потерпел крушение City of Bangor. Автомобилю теперь 45 лет. Падди так ценит его, что не продаст никому даже за тысячу долларов. Он ездит на нём каждый день летом, а зимой ставит на прикол, чтобы дать двигателю отдохнуть».

И ни слова о том, купил Падди этот автомобиль или «нашёл»…