Rolls‑Royce однажды судился с компанией, которая плодила «элегантных жуков»

15.05.2018

Вы когда‑нибудь покупали Rolls‑Royce? Точнее так: вы когда‑нибудь покупали за 1000 $ маленький странный Rolls‑Royce, у которого отшелушивалась краска и который отчаянно нуждался в глушителе? Если да, то придётся констатировать: вас обманули. Это был ненастоящий Rolls, но, к счастью, ваши права может защитить суд.

В далёкие 70‑е годы в США процветал бизнес компании A&A Fiberglass, выпускавшей бодикит под названием «Элегантный Жук», который трансформировал ваш старый Beetle в славный миниатюрный Rolls‑Royce.

Речь шла об особом стеклопластиковом капоте и решётке радиатора. Некоторые автолюбители использовали их, чтобы заменить повреждённые элементы своей машины, однако другие полностью потеряли голову и покупали сложные наборы, куда входили помимо прочего крылья, крышка багажника, двойные фары и многое другое. Особо изощрённые владельцы даже устанавливали поддельные деревянные панели по бокам кузова. А почему бы и нет, собственно?

Конечно, никто никого не пытался одурачить. Одетые в костюм Rolls‑Royce «Жуки» были в 2 раза меньше по габаритам и при малейшем ускорении издавали столько шума, сколько не издавали модели Silver Shadow за всю свою историю. Речь шла не о попытке притвориться люксовым автомобилем. Это была просто весёлая шутка…

Однако Rolls‑Royce эту шутку не оценил. Не до конца понимая всю абсурдность Rolls‑Beetle, английская компания сочла необходимым защитить свою идентичность (в частности — уникальную решётку радиатора и орнамент «Летящей леди» на капоте) и подготовила судебный иск.

Поскольку эти объекты являются трёхмерными элементами, с их защитой возникли кое‑какие трудности. Ответчик попытался оправдать свои действия, заявив, что ни решётка радиатора, ни леди не являются товарными знаками. В случае если элементы несут какую‑то функцию, их защита обеспечивается только патентными законами. Если же они функцию не несут, то единственная гарантия — авторское право. В соответствии с данным анализом, ни одна трёхмерная вещь не может быть предметом товарного знака.

К сожалению для A&A Fiberglass, адвокаты Rolls‑Royce не купились на эту уловку. Они отыскали в законе параграф, гласящий: «Если трёхмерный объект используется производителем, чтобы идентифицировать свои товары и отличаться от других производителей, то он попадает под пункт защиты товарных знаков». Федеральная регистрация была, например, предоставлена эмблеме Mercedes и решётке радиатора Alfa Romeo.

И даже если люди покупают Rolls‑Royce не ради решётки и слегка обнажённой хромированной феи, это не имеет значения. Малоубедительно утверждать, что решётка и статуэтка являются мотивирующими факторами в покупке автомобиля за 50 000 долларов. Они ценны, потому что если абстрагироваться от попыток копирования со стороны ответчика, ни один автомобиль в мире не несёт на себе эти символы. Если эти элементы являются вторичным признаком идентификации моделей Rolls‑Royce, то они имеют право на защиту.

Все знают, как выглядят те или иные автомобили. Ни один человек с IQ, бо́льшим чем у гипсокартона, никогда бы не принял Rolls‑Royce с воздушным охлаждением и ценой 750 долларов за подлинный люксовый седан. И тем не менее суд вынес изложенное в 10 пунктах решение в пользу англичан.

Конечно, Rolls‑Royce имел полное право остановить этот фарс, но гораздо естественнее было бы просто улыбнуться при виде этих нелепых автомобилей-имитаторов. Держим пари, эти Beetle не увели даже мизерную часть их клиентской базы.