41 subscriber

Почему мне не зашел спектакль про геев и феминисток

В Центре имени Мейерхольда прошла премьера экспериментального спектакля Locker room talk, дословно с английского это переводится как «разговоры в раздевалке», в целом, имеются в виду диалоги, которые часто звучат за спиной у женщин, мужские вульгарные обсуждения «слабого пола». Создатели перформанса взяли за основу пьесу шотландского драматурга Гэри Макнейра, который пользовался техникой вербатим – о ней я писала недавно. Он разговаривал с мужчинами в такси, спортзалах, университетах и офисах, и в итоге написал пьесу, которая могла бы стать пособием по сексизму и угнетению женщин. Создатели спектакля Ада Мухина, Дарья Юрийчук и Ольга Тараканова превратили пьесу в научную конференцию с хореографическими элементами и свободным микрофоном – он попадает в руки квир-артистов, которые рассказывают об общественных стереотипах и личных проблемах, связанных с операциями, деньгами и принятием себя. Заканчивается спектакль тренажером, который учит зрителей прерывать сексистские шуточки. Желающие по очереди пробуют противостоять в этом деле «пьяным мужикам». Все это круто как эксперимент, именно эксперименты движут театр вперед и все такое. Но для меня это всё лишь эксперимент, тренажер, практика, беседа, но не спектакль и вот в чем дело.

Почему мне не зашел спектакль про геев и феминисток

Оскорбление чувств всех-всех-всех

В начале спектакля авторы посоветовали фиксировать те чувства, эмоции, которые возникают по ходу спектакля. Я достала ручку и бумажку, приготовилась фиксировать. К концу спектакля я поняла: у меня нет эмоций.

Я толерантно отношусь к сексуальным меньшинствам, я понимаю, что в России у них необъятное количество препятствий и проблем. Я соболезную им в той степени, в которой могу, однако я никогда не смогу поставить себя на место этих людей и действительно ощутить, прочувствовать, понять те проблемы, с которыми они сталкиваются. Моя эмпатия ограничивается моим опытом. Меня невероятно возмущает ситуация с пытками и издевательствами над геями в Чечне, но я совершенно не понимаю, как человек может быть женщиной и не чувствовать себя ни женщиной, ни мужчиной, не знать, кем он на самом деле является. Я могу предположить, что это страшно, но я даже приблизительно не могу себе представить, что это за опыт. Отсутствие эмоциональной проекции сильно сказывается на восприятии спектакля. Меня как будто вообще ничего в нем не тронуло.

Почему мне не зашел спектакль про геев и феминисток

Эксперименты должны быть увлекательными

Современный театр может быть разным, экспериментальным, в нем может не быть актеров, но, на мой взгляд, любой спектакль должен удерживать внимание зрителя. Мне не хватило драматургии, я не ощутила элементарных завязку-кульминацию-развязку. Где была наивысшая точка напряжения, мне непонятно. Locker room talk оставляет впечатление прочитанной статьи, не очень увлекательно, но провокационно, после окончания всего этого действа вы точно с кем-то обсудите происходившее, а заодно и сексизм в России. Возможно, даже поспорите. Этот проект, как мне кажется, существует для тех, кто в теме. Заядлых сексистов он вряд ли переубедит. С пользой на Locker room talk проведут время те, кто давно хотел бороться с сексизмом в своей компании, но не знал как бы тактично это сделать. Скорее всего, к финалу перформанса вы найдете нужный способ.

Photo by Radek Pestka on Unsplash
Photo by Radek Pestka on Unsplash