«Захудалый род»: какой бывает вера

Что хорошо, а что плохо мы знаем не из Библии и не из Корана, мы чувствуем это интуитивно, по совести. Совесть всегда верно отвечает на вопрос, что является грехом, а что нет.


Княжна Протозанова в спектакле Сергея Женовача «Захудалый род» поступает так, как чувствует, «душа же по природе христианка». Ее не встретишь в церкви, она не ездит к святым мощам, но она умеет любить, умеет прощать, умеет отдавать все, ничего не требуя взамен.

Ее антипод – госпожа Хотетова, женщина набожная и на службу ходит исправно, только про нее говорят «гробы серебрит, а мужики у нее с голоду мрут». У кого из них истинная вера? Женовач, в отличие от Лескова, не выдвигает никакого вердикта, финал более чем философский.


После второго действия две пожилых женщины в фойе переживали, мол, спектакль хороший, конечно, но такой глубокий, что они даже не знают, кому его посоветовать. И правда, не каждому, актеры играют 4 часа, за это время можно либо уснуть, либо пройти хороший курс психотерапии. Но разве это не катарсис? Потерять самое дорогое, найти смысл в другом и в конце жизни понять, что ты заблуждался.


Я за два действия так ни разу и не зевнула. Истина не в вине, она – в театре.