Кто сядет за штурвалы российских самолетов? - пишет Константин Дмитриев

06.04.2018

Российские пилоты массово уезжают работать во Вьетнам, Корею, Китай. 

Отечественные авиакомпании бьют тревогу, чиновники, как всегда, невозмутимы: мол, не следует преувеличивать масштаб проблемы, в конце концов, наймем зарубежных летчиков.

По данным г

Статья целиком: Кто сядет за штурвалы российских самолетов?

, не следует преувеличивать масштаб проблемы, в конце концов, наймем зарубежных летчиков.

По данным газеты «Коммерсантъ», за последние 2,5 года в страны Юго-Восточной Азии уехали более 300 «наиболее подготовленных пилотов с отличным знанием английского» — капитанов воздушного судна (КВС) и КВС-инструкторов. Еще около 400 пилотов этих категорий оформляют документы.

Почему же наши пилоты все чаще меняют родные осины и березы на пальмы?

В Китае, например, зарплата пилота в среднем в четыре раза выше, чем в России: $17-25 тыс. в месяц. И это еще не все. В месяц в КНР необходимо налетать 80 часов против 90 в России, отпуск начинается от 96 дней (70 — в России).

В Китае сегодня летают около 100 российских КВС и инструкторов, столько же готовятся перейти туда на работу в ближайшее время.

Уже сейчас многим авиакомпаниям не хватает российских пилотов, особенно КВС. Об этом сообщил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. По его словам, «пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5-2 раза выше». «Аэрофлот» тоже платит прилично: КВС получает 650 тыс. рублей в месяц, второй пилот — 350 тыс., но больше, по словам г-на Савельева, повышать зарплату не может. А значит, и удержать российских пилотов «Аэрофлоту», не говоря уже о других, не таких мощных и богатых компаниях, будет непросто.

Ну ладно, допустим, уедут наши пилоты. Кому передадим ключи от неба? Европейцев и американцев российскими зарплатами не прельстишь. Где вербовать летные кадры? Остается ближнее зарубежье. Из стран СНГ к нам наверняка поедут.

Возможно, классные пилоты есть и там, но скорее всего и их тоже сманили предприимчивые корейцы и китайцы. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: за меньшие зарплаты согласятся работать не самые квалифицированные пилоты и КВС. Не ударит ли эта «кадровая рокировочка» по безопасности полетов?

Как говорится, проблема налицо. Это понимают многие. Например, депутаты Госдумы из комитета по труду и соцполитике направили запрос главе Минтранса и в профсоюз летчиков: мол, разъясните, что там у вас за массовые увольнения пилотов.

Глава Минтранса Максим Соколов, что называется, на голубом глазу разъяснил, что ведомство не видит в этом проблемы. «Здесь, наверное, не так страшен черт, как его малюют», — предположил министр.

Дефицита пилотов самолетов в РФ сейчас нет, правительство постоянно отслеживает ситуацию, поведал журналистам вице-премьер Аркадий Дворкович. Что ж, у г-на Дворковича, может, и нет такого дефицита, зато он наверняка появится у рядовых граждан России, которые время от времени вынуждены всходить на борт самолета.

Как же поправить ситуацию? Увеличить набор в летные училища? Конечно, но вчерашний курсант не сможет в одночасье заменить опытного пилота, подавшегося на заработки в Китай. Оставить в нашем небе квалифицированных летчиков могли бы сами авиакомпании.

Однако следовать примеру китайцев — облегчать условия труда летного состава и доводить их зарплаты до конкурентного уровня — они не торопятся. Так что проблема, что бы там ни говорили чиновники, есть. Черт, похоже, страшен именно так, как его малюют люди, горящие желанием долететь из пункта А в пункт Б живыми и здоровыми.

Максим Грегоров.

DEPOSITPHOTO/PHOTOXPRESS

источник: mirnov.ru