дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Живая анимация: захват движений в кино

3 April 2018

На сегодняшний день захват движений является передовой технологией и всё больше отодвигает «ручную» анимацию в разряд нишевых. Но как именно работает эта технология и как она развивалась? Давайте мы это узнаем!

Ранняя эра технологии захвата движений

Любители видео в духе «Making of» наверняка не раз наблюдали, как актёры играют сцены в специально оборудованных комнатах, будучи одетыми в одноцветные костюмы, обвешанные странными шарами. Собственно, это и есть motion capture — «захват движения». Система записывает движения человека для последующей их оцифровки и переноса на компьютерную модель.

Первым примитивным предшественником motion capture считается ротоскопирование. Суть этой мультипликационной техники заключается создании анимации посредством покадровой обрисовки заранее отснятой кинопленки.

Метод ротоскопирования придумал аниматор Макс Флейшер и с помощью него нарисовал в 1918 году серию мультфильмов «Из чернильницы». В скором времени технику начала использовать компания Уолта Диснея для создания таких мультфильмов как «Белоснежка и семь гномов» в 37-ом, а также «Питер Пен», «Алиса в стране чудес», и «Спящая красавица» в 50-х.

Ротоскопирование
Ротоскопирование

После небольшого затишья в 1978 году к технике вернулся мультипликатор Ральф Бакши для работы над мультфильмом «Властелин колец», позже получившим статус недооценённой классики. Довольный результатом, Бакши продолжил использовать ротоскопирование в его следующих фильмах «Поп Америка» и «Параллельный мир» с Брэдом Питтом и Ким Бейсингер в главных ролях. Ещё одним отличный примером техники стал клип норвежской группы a-ha на песню «Take on Me».

К слову, даже в 21 веке, когда motion capture уже набрала свои обороты, техника ротоскопирования используется время от времени для придания фильмам определённого стиля. Из примеров — «Пробуждение жизни» и «Помутнение» режиссёра Ричарда Линклейтера.

Киану Ривз в фильме «Помутнение»
Киану Ривз в фильме «Помутнение»

Motion capture в кино

В 90-ые motion capture начала набирать популярность в той форме, в которой она нам знакома сейчас. Считается, что официально первым применением технологии в кино стал цифровой двойник Вэла Килмера в «Бэтмене навсегда».

После экспериментов Джеймса Кэмерона и Ридли Скотта в создании массовки для «Титаника» и «Гладиатора» соответственно, на motion capture обратил внимание Джордж Лукас. Режиссёр решил раскрыть потенциал системы в долгожданном первом эпизоде «Звёздных войн» и представил зрителям Джа-Джа Бинкса, первого в истории кинематографа полностью цифрового персонажа. Фанаты франшизы пришли в ярость. И хотя очевидно, что их гнев был направлен не на саму технологию, а на неудачного и неуместного, по их мнению, персонажа и на сомнительную концепцию фильма в целом, своя доля скептицизма досталось и спецэффектам.

Ахмед Бест в роли Джа-Джа Бинкса
Ахмед Бест в роли Джа-Джа Бинкса

Первым анимационным фильмом, созданным исключительно при помощи motion capture, стал индийско-американский мультфильм «Синбад: Завеса туманов». Хотя в начале новости о подобном проекте вызывали восторг у публики, к тому моменту как он вышел на экраны, шумиха уже поутихла. В итоге, несмотря на свою инновационность, фильм с треском провалился в прокате.

«Синбад: Завеса туманов»
«Синбад: Завеса туманов»

Гораздо больше надежд возлагалось на экранизацию японской игровой серии Final Fantasy — «Последняя фантазия: Духи внутри». К сожалению, создателей картины Square Pictures также ждала неудача, хотя частично дело было в слишком завышенных ожиданиях публики. Перед выходом фильма Square Pictures сгоряча пообещали, что собираются навсегда изменить киноиндустрию, но «Духи внутри» не смогли даже окупиться. Правда, в чём-то создатели фильма всё же оказались правы.

«Последняя фантазия: Духи внутри»
«Последняя фантазия: Духи внутри»

Не добившись значительного успеха, «Последняя фантазия» тем не менее обратила на себя внимания других кинодеятелей, одним из которых стал режиссер Роберт Земекис («Форрест Гамп», «Назад в будущее»). Под Рождество Земекис решил выпустить «Полярный Экспресс», анимационный фильм, полностью выполненный при помощи motion capture, включая анимацию лиц актеров. На главную роль позвали Тома Хэнкса, который сыграл аж пять различных персонажей. В результате, «Экспресс» стал первым подобным проектом, добившимся хоть какого-то коммерческого успеха (у фильма 306 млн долларов мировых сборов при бюджете в 165 млн).

«Полярный экспресс»
«Полярный экспресс»

Успех мультфильма не сумел превратиться в тренд, а последующие работы Земекиса вроде «Беовульфа» в 2007-ом и «Тайны красной планеты» в 2011-ом получили гораздо больше критики, чем хотелось бы режиссёру.

Но вернёмся в 2002 год, когда в кинематографе впервые появился цифровой персонаж, вызвавший у зрителей восторг. Речь идёт, конечно же, о Голлуме в исполнении актёра Энди Серкиса, представленном во втором фильме трилогии «Властелин колец».

Энди Серкис в роли Голлума
Энди Серкис в роли Голлума

Серкис очень быстро стал звездой motion capture и выбором номер один в случае, если режиссерам необходимо было придать человечности тому или иному компьютерному персонажу. Британский актёр успел поработать в ремейке «Годзиллы», «Мстители: Эра Альтрона», а также в седьмом эпизоде «Звёздных войн». Лучшей же его работой после Голлума считается роль шимпанзе по имени Цезарь в фильме «Планета обезьян: Революция», где он фактически сыграл главную роль.

«Планета обезьян: Революция»
«Планета обезьян: Революция»

Само собой, когда почти десять лет спустя Питер Джексон занялся съёмками приключений Бильбо Бэггинса, Серкис снова исполнил роль Голлума. Помимо него в новой трилогии снялся и Бенедикт Камбербэтч, подарив свои движения, мимику, и голос дракону Смаугу.

К motion capture обратился и Джеймс Кэмерон. По словам режиссера, он не один год ждал, пока технология достигнет нужного уровня, чтобы заняться «Аватаром». Специально для фильма была разработана система, которую Кэмерон называет «virtual camera». Система позволяет режиссёру в реальном времени наблюдать CG-изображения актёров в сеттинге Пандоры. Кэмерон был настолько доволен результатом, что, по слухам, даже приглашал на съёмочную площадку Стивена Спилберга. Тот в свою очередь частично использовал систему для производства «Приключения Тинтина: Тайна Единорога».

«Аватар»
«Аватар»

Вот вы и узнали чуть-чуть больше о мире кино, впереди ещё куча всего интересного и познавательного! Смотрите только хорошее кино и узнавайте больше!