#УчителяТожеЛюди, или неоднозначный флешмоб работников образования

Как часто можно слышать, что недруги России всеми силами желают разрушить российскую систему образования. То проамериканские учебники Сороса подкинут, то пресловутую угадайку ЕГЭ введут, то еще что-нибудь. Всё это так, но все эти явно неположительные элементы образовательного процесса проникает в школьную систему извне, а между тем внутри самой школы тоже происходят весьма сомнительные процессы, которые могут лишь способствовать разложению образовательной системы или тому, что от неё осталось. Вот одна из последних нашумевших историй.

В сети набирает обороты флешмоб #учителятожелюди в поддержку незаслуженно уволенной (по мнению участников флешмоба) учительницы из Омска Виктории Поповой. Поводом к увольнению из школы послужили попавшие в сеть фотографии Поповой в закрытом купальнике в стиле pin-up, которые были сделаны для фотосессии в модельной школе. Участницы флешмоба, такие же молодые педагоги, массово выкладывают в сеть свои фото в купальниках, дабы поддержать коллегу в сложившейся ситуации, и сопровождают их собственными «умными» на этот счет.

Вот именно на этих «умных» мыслях молодого поколения педагогов сегодня и хотелось бы остановиться. Потому что история с фотографиями в купальнике, попавшими в сеть, – это всего лишь частный случай, а реакция общественности, эмоциональный прорыв, протест, выплеснутый молодыми учителями на странички своих социальных сетей - это нечто большее. Это глубже и важнее. Это к вопросу, чему учат в школе, и вообще куда мы катимся.

Предлагаю почитать некоторые наиболее яркие измышления участниц флешмоба:

"Право на частную жизнь есть у каждого, особенно если она красива и привлекательна";
"Разрез на моей юбке не мешает мне быть хорошим специалистом";
"Детям даже нравится";
"Не думаю, что от того, что я придерживаюсь вегетарианства, делаю откровенные фотографии и танцую сексуальные танцы изменится качество знаний, которые я передаю своим ученикам";
"Родители и учителя той школы просто себя выставили невежами, вот и все. Мы, учителя, несем нравственность в массы. Фото в купальнике – не безнравственно";
"Учитель должен ТОЛЬКО передавать знания. У нас есть своя жизнь. И мы можем фотографироваться так, как захотим. Следите за собой, а наша ЛИЧНАЯ жизнь – это ТОЛЬКО НАШЕ ДЕЛО. Горжусь коллегами, которые, наконец, осознали, как важно профессиональное единство".

Вот так, оказывается, думают учителя (конечно же, не все, но все же). Что ж, за руку их никто не тянул, ничего не обещал, они сами написали все, что думают. Видимо, очень зацепило. Видимо, наболевший вопрос.

Честно говоря, не ожидала, что вся эта история получит столь широкий отклик в общественной среде. А тут еще и поддержка со стороны общественников и публичных лиц подоспела и вот что заявили некоторые из них:

Сергей Стиллавин: «Совершенно приличное и, можно сказать, художественное фото – показывает всем, что можно быть счастливой и востребованной даже там, где убогие завистницы-крокодилицы выживают красивых и смелых чаровниц. Требую вернуть Викторию на работу! Свободу красоте!"
Эвелина Блёданс: «Это слитный купальник, а не какие-то эротические изыски. Это не что-то, обличающее ее порочные действия»
Оксана Пушкина: «Достаточно красивая фигура. И с точки зрения ролевой модели, это правильная установка для девочек: не страдать анорексией и прочими заболеваниями. Предосудительного я ничего не вижу».

Складывается впечатление, что все эти люди (и учителя, и поддержавшие их публичные лица) не вполне понимают задачу педагога в формировании личности школьника. Ведь помимо уверенного владения темой и объяснения ученикам своего предмета, учитель, хочет он того или нет, должен заниматься воспитанием подрастающего поколения. Точнее даже не должен заниматься воспитанием, он им занимается. И даже если со стороны учителя не предпринимаются в этом направлении никакие действия, дети все равно все впитывают, просто растут, скажем так, невоспитанными.

Вообще, у школы есть две основные задачи – научить и воспитать. Если с первой у нас худо-бедно пытаются работать, то про вторую постоянно забывают или перекладывают ответственность на семью и родителей, а те обратно на школу. А пока разбираются, время-то идет и детки вырастают… и сами подаются в учителя. И тут возникает большой-большой вопрос, как и чему будут учить в школе, когда сегодняшние школьники станут учителями. Ведь то, что сейчас доброй части нашего населения кажется ненормальным, для них вполне будет казаться нормой, они просто не будут видеть ничего предосудительного в подобных действиях, потому что сами так росли, а взрослые поддерживали подобные поступки. Вот вспомните свои школьные годы, могла бы такая история с фотографиями вообще произойти и как отреагировали бы вы и ваши родители? Думаю, не могла. А если и могла, то явно оправдывать учителя не стали бы.

Ну а еще школа – это воспитание дисциплины. Не говорю о понятии дисциплины в каком-то жестком понимании, нет. Дисциплина – это, в первую очередь, порядок и структурированность. Дисциплина – это такое же немаловажное и необходимое для жизни качество, как ответственность, вежливость, честность. Дисциплина у ребенка воспитывается собственным примером учителя (или родителя, но сейчас не о них). Ее отсутствие и намеренное отторжение со стороны учителя (конечно же, не просто так, а со ссылкой на право на личную жизнь) неминуемо ведет к недисциплинированности учеников. А потом приходится слышать удивленные сетования учителей, что дети-де пошли совершенно невоспитанные и откровенно хамоватые. А причину-то, наверное, нужно искать не в детях, а в себе…

Фото: instagram.com
Фото: instagram.com

И еще один момент. Флешмоб в инстаграме – стильно, модно, молодежно. Так, видимо, считают педагоги-участницы и, чтобы быть в тренде, не от большого ума выкладывают в сеть свои фото в купальниках со словами: «Не хочу, чтобы мое личное стало публичным». Ну не глупо ли, честное слово? Сами выложили - и сами же просят не смотреть и не комментировать. А получая в ответ недовольство и непонимание со стороны родителей, обижаются. Но ведь никто не заставлял выкладывать фото, ставить хэштег и открывать свою страничку для всеобщего обозрения. Так зачем же это? Как этими действиями поддержать уволенную учительницу? Чем ей это поможет? Ответ прост. Делается это, чтобы обратить на себя внимание, высказать свою гражданскую позицию (хотя, порой, лучше следовать поговорке: «Промолчи – за умного сойдешь» и это как раз тот случай), быть в тренде и, глядишь, прославиться. Помнится, был в Древней Греции персонаж, Герострат, тоже хотел, чтобы его заметили, поэтому сжег храм Артемиды и, действительно, вошел в историю. А ведь сколько таких Геростратов мы видим в наше время, особенно в сети! Но вот что самое главное и, должно быть, обидное для таких Геростратов нашего времени: чем больше их становится, тем меньше шансов обратить на себя внимание. Смею предположить, что скоро, очень скоро, чтобы на тебя обратили внимание, нужно будет поступать с точностью наоборот: выкладывать любые фото, ставить хэштеги и запускать флешмобы на тему нравственности и морали. Вот уж точно будешь не таким, как все, и, безусловно, тебя заметят!

Ну а в более глобальном масштабе все эти невинные заигрывания с подобными флешмобами-возмущениями ничто иное, как маленькие пазлы большой мозаики социального протеста. Такие вот маленькие и, в общем-то, незначительные протестные акции формируют у людей привычку протестовать везде, всегда и в любой форме, порой не разобравшись в сути вопроса, не имея собственной позиции, протестовать за компанию, протестовать по приколу, протестовать ради протеста. Так что, опасная это игрушка, протестный флешмоб.

Вся эта ситуация не может не удручать. Да мораль, нравственность и педагогическая этика сейчас не в почете. Гораздо более важно отстаивание личных прав: прав на все, где они есть и где их нет. По-моему, мы заигрались в бесконечные права. Права правами, а ведь есть еще и обязанности. И их тоже нужно выполнять (как бы удивительно для некоторых это не звучало). Для учителя это обучение и воспитание детей. Да, иногда, воспитание детей требует ограничения собственной свободы учителя. В каких-то случаях поступиться своей свободой - это его профессиональная обязанность. Но, хочется верить, для истинного учителя, для учителя по призванию, эти аксиомы педагогической деятельности и так понятны.

Что ж, безусловно, учителя тоже люди. Но человеком, вроде как, становятся отнюдь не после размещения в сети фото в купальнике. Я не против купальников. Я за правильную традиционную расстановку приоритетов общественной и личной жизни. За соблюдение прав при выполнении обязанностей. За баланс. И за трезвую и взвешенную оценку своих действий. 

А что думаете вы по этому поводу?