Уму непостижимо! Или как дома по Москве гуляли!

10.04.2018

Доброго времени суток дорогой читатель!

Гулял я тут по Москве со своей дамой сердца, как вдруг она меня резко повела во двор через арку! Пикантный момент подумаете Вы, но нет же, однако она все-равно меня удивила! Она показала мне старое строение и сказала что это здание передвигали....(да-да, я не опечатался). Я вначале подумал что она так шутит, а оказалось что нет, и я прожив в Москве всю жизнь не знал об этом. У меня тут же возникло дикое желание рассказать об этом! И начну я рассказ как раз с этого самого здания!

Вот она та самая арочка и первый взгляд на строение!
Вот она та самая арочка и первый взгляд на строение!

Ракурс уже "со двора"
Ракурс уже "со двора"

А вот так это здание двигали....
А вот так это здание двигали....
Здание кстати является памятником архитектуры и зовется Саввинским подворьем! Дом построили в далеком 1907 году по проекту архитектора Ивана Кузнецова в псевдорусском стиле с элементами модерна и барокко. Саввинское подворье решили передвинуть на новые фундаменты в глубину квартала. Технологию передвижки разработал инженер Э. М. Гендель. Здание массой в 23 тысячи тонн было передвинуто ночью 4 ноября 1939, без отселения жильцов.
Сегодня этот памятник полностью скрыт сталинскими домами по Тверской, 6 и новым зданием МХАТа по Камергерскому переулку. Проход внутрь двора по Тверской, 6 и во внутренние дворики Подворья — свободный. Сфотографировать «во весь рост» здание, полностью зажатое позднейшими постройками, возможно только с юго-восточного торца. В настоящее время бывшее Савинское подворье по адресу Тверская, 6, С6 используется как административное и коммерческое здание.

Настоящий бум переездов охватил столицу в 1930-е годы. Планы по перемещению зданий были такими масштабными, что в 1936 году даже была организована специальная контора — «Трест по передвижке и разборке зданий». Руководителем был назначен инженер Э.М. Гендель, вошедший в историю именно как «подвижник».

Работниками нового предприятия были, в основном, метростроевцы, которые сталкивались с похожими задачами при прокладке тоннелей метрополитена. После этого в течение нескольких десятков лет в Москве были передвинуты почти 70 домов.

В 1937 году московские градостроители задумали реконструировать Краснохолмский мост. Проект был масштабным — мост планировали не просто перестроить, но и создать новые съезды. Выяснилось, что один из жилых домов, который стоял по адресу: улица Осипенко, дом 77 (сегодня улица Садовническая, дом 77, строение 1), мешает будущему строительству.

Дом имел форму буквы «Г», и одна из его частей стояла как раз в том месте, где должен был быть построен въезд на мост. Здание было «молодое», 1929 года постройки, поэтому его решили не сносить, а разделить на две части и подвинуть одну из них, развернув при этом на 19 градусов. Работы осложнялись тем, что дом стоял на болотистой почве, фундамент дал просадку еще на этапе строительства, из-за чего пришлось вбивать сваи и завозить грунт. Перемещение было опасным, начальник участка, который проводил работы, даже называл его авантюрой, но руководитель треста Гендель распорядился: несмотря ни на что, продолжить передвижение здания.

Эта работа стала первым крупным заказом для треста, и она была выполнена успешно. Интересно, что во время перемещения дома жильцов не выселяли и даже не отключали инженерные сети: в квартирах продолжал функционировать водопровод, электричество, газ, канализация и телефон. Все коммуникации были подключены через временные резиновые трубки.

Разделенные корпуса были позднее соединены пристройкой, в которой в 1967 году произошел крупный взрыв, унесший жизни 147 человек. Произошло это, вероятно, из-за просадки грунта под зданием.

Знаменитый дом существует и сегодня, в нем до сих пор живут люди. Только теперь у пятиэтажки другой адрес — улицу Осипенко переименовали в Садовническую.

Вам еще не особо ясно как же двигали такие огромные здания, да еще и почти век назад? А я вам расскажу!

Сначала дом укрепляют специальной металлической рамой по линии запланированного среза фундамента. Для придания особой жесткости раму соединяют поперечными и диагональными связями. Это необходимо для домов с внутренним каркасом, например с колонным залом, которые при движении могут сместиться. После того, как рама установлена, дом срезают с фундамента, под раму укладывают ходовые балки и рельсовые пути. Затем дом поднимают на домкратах, опускают на специальные катки и везут по рельсам до нужного места. Сам переезд — или лучше сказать перекат — дома занимал немного времени, а вот подготовка к нему — недели или даже месяцы.

И немного фото-видео материала!

Вот это были инженеры! Нынешние строения врятле такое перенесут...

Спасибо за внимания дорогие читатели! Развивайтесь, познавайте все больше нового, верьте в то что казалось бы невозможно!

P.s. Дорогая, спасибо за такую невероятную информацию!