Великий миф о стилях интерьера

После встречи с возможным (но если верить интуиции, то вряд ли) заказчиком, захотелось поговорить про обещанную некоторое время назад тему: стили интерьера.

Точно так же, как театр начинается с вешалки, работа над интерьером начинается с первой встречи заказчика и архитектора или дизайнера. На этой встрече, если опустить все психологические танцы и оценку друг друга, происходит очень простая вещь: заказчик рассказывает, что он хочет получить, а дизайнер старается очень внимательно его услышать.

И регулярно в этом разговоре можно услышать: "Мне хочется квартиру в стиле хай-тек", или "Я люблю жесткий минимализм" или еще какие-нибудь кодовые слова, который оба участника разговора делают вид, что понимают.

Но, на самом деле, нет.

- Вот то, что полностью отражает мою позицию по этому вопросу. - Но это просто белый экран. - А о чем мы говорили?
- Вот то, что полностью отражает мою позицию по этому вопросу. - Но это просто белый экран. - А о чем мы говорили?

Хотите стиль хай-тек в интерьере? Вы опоздали на 30 лет.

Нравится модерн? Может, все-таки ар нуво? Или сецессион? Или югендстиль? Расслабьтесь, все равно это устарело почти на 100 лет.

Какие бы названия стилей вы ни обсуждали с современным дизайнером, на выходе, после всех согласований, вы получите только один результат - и это будет современный стиль. Если только вы не собираете стилизованные декорации для чего бы то ни было. Ну или если вы граф. Правда, я ни разу не встречал графа - так что, тут не точно.

Для того, чтобы объяснить подробнее, о чем я говорю, нам понадобится немного теории: а именно, выяснить, что же такое стиль. Почему-то, как это часто бывает с понятиями в искусстве, одним словом "стиль" называют очень много вещей (порой даже совсем разных). Есть даже сильно упрощенное мнение, что стилей всего два: "Классика" и "Современный". Это, конечно, не совсем так, но очень близко.

Эйнштейн намекает, что в этом вопросе все очень относительно.
Эйнштейн намекает, что в этом вопросе все очень относительно.

Выручающий в любой сложной ситуации словарь Даля говорит нам следующее: стиль (от нем. "штиль") - это образ, вкус, манера. И если мы разберем это определение, то выясним: стиль для архитектора - это набор неких характерных черт объекта интерьера и образа жизни в нем. И единственная ситуация, когда возможно применить стиль, это когда существует соответствующая мода - обычай воспроизводить, повторять и пользоваться этими характерными чертами.

Другими словами, если вы - современный человек, у которого есть смартфон, который смотрит сериалы через интернет и ролики с youtube, вам будет крайне сложно заставить себя испытывать бытовой комфорт в пространстве, скажем, стиля модерн. Или любом другом, отличающемся от окружающей вас жизни. Опять же, если только вы не граф - кто знает, какая у них насыщенная и многообразная жизнь?

Рок-н-ролл
Рок-н-ролл

Вы живете где-то в пригороде, в частном доме или в деревне? Кругом лес, где-то за окном плавно течет река? Присмотритесь к скандинавскому дизайну - норвежскому, исландскому направлению. Это тоже будет современный стиль - просто добавьте приставку "эко-".

Мягкие оттенки серого, коричневого, дымчатые голубые и зеленые ткани, изящная деревянная мебель и тонированное дерево в отделке - что лучше вызывает желание закутаться в свитер и пить какао у камина?

Вот, смотрите, как здорово это смотрится в норвежской хижине:

Наоборот, вас окружает мегаполис, где природных форм не сыскать днем с огнем? Это создает мощную современную энергетику, жажду ярких форм и смелых световых решений. Тут надо добавить приставку "футуро-" (главное, не застряньте на поэзии Маяковского - вспомните про множество значений одних и тех же слов в искусстве).

В таком стиле работают Geometrix Design, авторы проекта на фото ниже.

Приготовьтесь, после основного текста я пошучу про этот интерьер.
Приготовьтесь, после основного текста я пошучу про этот интерьер.

Остается вопрос: а как же тогда назвать гостиные с классическими карнизами и полуколоннами, кухни, где все сделано из черного глянца и хромированных трубок, витражные цветы на окнах? Это все стилизации - лишь отображения внешних признаков исходного стиля. Сам же стиль отражает именно конкретную эпоху, конкретную местность, со всем ее колоритом, всеми незаметными повседневными привычками, которые очень сложно сымитировать, ими можно только жить.

Поэтому мой совет такой: не стоит гнаться в интерьере за каким-то конкретным стилем. И в целом не стоит громогласно использовать это слово. Лучше просто доверьтесь дизайнеру, с которым работаете, покажите те вещи и интерьеры, которые вам нравятся, и попросите собрать из них мозаику, которая подойдет лично вам - современную, актуальную и соответствующую вашему характеру.

Так вы сэкономите кучу нервов, времени и, как ни странно, своих денег. Либо, наоборот, будете точно знать, что потратили их на правильные вещи. Потому что настоящий стиль - это дорого.

Стиль - это дорого. Насколько дорого? Представьте себе такую ситуацию: вы хотите интерьер, стилизованный под функционализм и рационализм - строгие проявления модернизма начала XX века, опирающиеся на прочный теоретический фундамент. И вы знаете, что в этих стилях есть несколько главных имен: Ле Корбюзье и Людвиг Мис ван дер Роэ.

Начав продумывать интерьер, вы с удивлением узнаете, что и тот, и другой архитектор в дополнение к своим основным работам еще и частенько проектировали мебель. И у обоих есть по одному культовому креслу: модель Barcelona (1929) у Мис ван дер Роэ и LC2 (1928) у Ле Корбюзье (этот парень был настолько крут, что кресло разрабатывал с двумя коллегами, а назвал своими инициалами).

Barcelona во всей красе и со сварными швами - исходно части каркаса скреплялись болтами.
Barcelona во всей красе и со сварными швами - исходно части каркаса скреплялись болтами.

По большой удаче в настоящее время есть фабрики, официально владеющие патентами на изготовление именно этих кресел по тем самым чертежам и спецификациям, выполненным мастерами. Это американская компания Knoll и итальянская Cassina соответственно.

И если на сайте Cassina можно посмотреть только описание кресла LC2 и множество красочных фото, то на сайте Knoll кресло Barcelona можно сразу и купить.

За 6000$.

Добавьте доставку и таможню, и получите примерно ту цену, по которой в России заказывают у Cassina и перепродают кресло LC2 (естественно, на заказ) - 600 000 ₽.

Думаешь, я не стою 600 тысяч? Присядь, давай это обсудим.
Думаешь, я не стою 600 тысяч? Присядь, давай это обсудим.

Я не знаю, изменила ли эта статья что-то в вашем восприятии стиля и дизайна, но, надеюсь, вы славно провели время. Если вам это понравилось, то подписывайтесь на канал, поднимайте большой палец вверх - и так мне тоже станет классно.

Также заходите на мой канал в Телеграм - там супер (по версии трех моих друзей, которые его читают).

До связи!

P.S. Обещанная шутка. Родилась случайно и тоже связана с креслом. Все дело в том, что футуристичное кресло в том сверх-современном интерьере - это Eames Lounge Chair, кресло из формованной фанеры, которое создали супруги Чарльз и Рей Имзы.
В 1956 году.