Чингиз Айтманов ПЛАХА

Кто сказал, что Добро всегда побеждает Зло?

Чингиз Айтматов один из классиков литературы XX века. Лауреат множества премий, средь которых как российские, так и зарубежные. Вряд ли мне удастся передать все тонкости романа и все мысли автора, которые он хотел донести, но вкратце история выглядит так…

Роман начинается с облавы на сайгаков, а вместе с ним и попавших в ловушку волков – главных героев произведения. Волчица редкой в Моюнкумской саванне породы Акбара и ее волк Ташчайнар к лету смогли продолжить свой род тремя волчатами, которых им суждено было потерять в этот день. Оставшись в живых, уставшие, они возвращаются в свое логово, где застают вазик, в который безработные люди собирают сайгачьи трупы для продажи. Среди них главный Обер, бывший старшина дисциплинарного батальона, Мишка-Шабашник, бывший артист Гамлет-Галкин и «Абориген» Узюкбай. Параллельно они устроили самосуд над Авдием Каллистратовым, сыном покойного дьякона, изгнанным за ересь из духовной семинарии.

Ересь же его заключалась в том, что он утверждал: «Бог живет в каждом из нас – это совесть». Непонятый своими наставниками, выгнанный из жилища после смерти отца, он, услышав от одного своего знакомого историю про наркоторговцев, решает осветить это дело в газете и заодно помочь набожным встать на путь истинный, хотя и понимает, что будет нелегко.

Прослушав в Москве хор из Болгарии он, вместе с гонцами за анашой двадцатилетним Петрухой и шестнадцатилетним Лёнькой, отправляется в Учкудук, где они подрабатывают строительством, дабы не привлекать к себе внимания. Здесь Авдий встречает девушку на мотоцикле, в которую влюбляется с первого взгляда.

На следующее утро они приходят к зарослям конопли. От Петрухи Авдий узнает, что каждый новичок должен преподнести Самому – главному, который управлял всем этим, «пластилин» – однородную масса из пыльцы соцветий, которую соскребали с тела человека, после того как он долгое время бегал средь конопли голым. Дело было тяжелым, единственное что заставляет Авдия заняться этим – встреча с Самим.

Здесь у героя начинаются галлюцинации о девушке с мотоциклом. Уставший, здесь он впервые видит волчицу и волка с детьми и едва остается в живых.

Вскоре они отправляются обратно с добытой анашой. Авдия знакомят с Гришаном, и Авдий сразу понимает, что он и есть Сам.

Гришан догадывается, что Авдий хочет убедить гонцов бросить это дело, и, назвав его проигрышным, обещает дать возможность герою поговорить с парнями о Боге.

Вечером им удается пересесть на товарняк, где вся компания за исключением Авдия пустила по кругу самокрутку и расслабилась. Тут Авдий не вытерпел, схватил бычок и выбросил в открытую дверь, то же самое он сделал и со своим рюкзаком с анашой, призвав остальных последовать его примеру.

Разозленные гонцы сильно избивают его. Если же Лёнька пытается остановить их, то Гришан, довольный, наблюдает за всем этим со стороны. Ребята сбрасывают Авдия с движущего поезда.

В кювете, лежа под дождем, молодой человек видит сон. К прокуратору Понтию Пилату приводят Иисуса, обвиненного за свою веру. Как бы прокуратор не пытался убедить праведника отказаться от своих убеждений, тот стоит на своем, зная о скорой казни.

Авдий очутился в Иерусалиме и идет на площадь, где должны были казнить Учителя – Иисуса. Если одни сочувствовали участи казненного, то другие радовались и ждали зрелища. И как бы Авдий не хотел противостоять этому, его никто не слышал, ибо родился он в далеком двадцатом веке…

Авдий просыпается весь мокрый, к счастью, скитальца подбирает попутка и привозит на станцию Жалпак-Саз. Тут его задерживает милиция: избитый, промокший, в порванной одежде, с длинной доской вместо костылей, он вызывает подозрение. Из-за промокшего и превратившегося в непонятный кусок бумаги паспорта его увозят. В милицейском участке он видит всех гонцов, кроме Гришана, которые делают вид, что не знают его. Как бы Авдий не пытался доказать, что он один из них, милицейский, приняв его за сумасшедшего, выводит в зал ожидания, где молодому человеку становится плохо.

В больнице, узнав, что Авдий пишет статью о наркоторговцах, к нему приходит та самая женщина «с мотоциклом» Инга Федоровна, которая изучала историю моюнкумской конопли и занималась поисками ее искоренения без вреда окружающей среде. Она предложила свою помощь Авдию в его нелегком деле.

Вернувшись в Приорск, откуда его отправили в Казахстан за добычей материала, он идет в редакцию. Но редакция внезапно охладела к этой теме и отказывается печатать материал, да и отношение работников к нему изменилось. Но Авдий смог это пережить, ибо был вдохновлен отношениями с Ингой, которые текли неспешно, но в нужном направлении. Они пишут друг другу письма, где женщина рассказывает о своем разводе с летчиком и о планах с Авдием поехать к родителям и сыну.

Приехав к ней осенью, Авдий застает лишь письмо на почте, в котором рассказывается о желании мужа Инги через суд забрать сына, из-за чего ей пришлось срочно уехать. Также она оставила ключи у подруги и просила его подождать у нее дома. Но Авдий возвращается на вокзал, где застает его Обер. Он предлагает молодому человеку возможность заработать.

На следующий день они отправляются в Моюнкумский заповедник, где и устраивают облаву, в ходе которой Авдия, пытающегося остановить этот беспредел, избивают до смерти. И, распяв его на саксауле, оставляют, дабы одумался и отрекся от Бога ради выживания. Именно в этот момент и приходят к нему волки Акбара и Ташчайнар. Волчица обнюхивает его, а он, радостный, увидев большие синие глаза, произносит свои последние слова: «Ты пришла…»

Волки уходят из Моюнкума навсегда. Год прожив в Приалдашских камышах, они рожают пятерых волчат. Но вскоре, чтобы построить дороги, камыши сжигают. И снова волчата гибнут. Последнюю попытку продолжить свой род они предпринимают, придя в Прииссыккульскую котловину, где с ними и происходит страшная трагедия…

Пастух Базарбай Нагутой нанимается проводником к геологам. Проводив их и получив 25 рублей с водкой, он по пути домой находит волчье логово, где были четверо волчат – дети Акбары и Ташчайнара. Волки ушли на охоту, и, воспользовавшись случаем, мужчина крадет волчат, с целью продать.

Но не успевает он доехать до дома, как волки выходят к нему по следам. Они хотят догнать его и перегородить ему дорогу, но к его счастью, он успевает прискакать к дому Бостона Уркунчиева. Его Базарбай ненавидел, но на тот момент этот колхозный передовик был его спасением.

Хозяина дома он не застает, но его жена Гулюмкан впускает его и принимает как гостя. Он рассказывает всем про свой «подвиг», его принимают как героя. Мужчина забирает волчат и уезжает, а волки остаются около дома Бостона, желая вернуть своих волчат.

С той ночи семья Бостона не может спокойно спать, ибо слышится жалобный и громкий плач волчицы. Гулюмкан понимает ее, ибо сама мать полугодовалого мальчика. На следующий день Бостон приходит к Базарбаю с предложением вернуть волчат матери, но тот встречает его неприветливо и отказывается даже продать их Бостону.

В этот день волки начинают бродить по округе, пугая, а порой и нападая на людей. Но никто не догадывается, в чем истинная причина такого поведения. Бостона обвиняют в желании сохранить род волков – хищников, нападающих на скот и людей. А Базарбай тем временем продает волчат и начинает пропивать деньги.

Волки снова возвращаются в подворье Бостона и не дают ему уснуть. Глава семейства вспоминает про свою нелегкую жизнь. Отец его погиб на войне, когда мальчик учился во втором классе, потом умерла мать. Всего он добился своим честным и тяжелым трудом. И поэтому он не обращал внимания на молву завистников, таких как Базарбай. В его жизни не было ничего, в чем он чувствовал бы свою вину, кроме одного случая…

Бостон был вторым мужем Гулюмкан. С первым ее мужем Эрназаром он добивался, чтобы земли, где паслись отары, закрепили за его бригадой в постоянное пользование. Но ему отказали. Особенно был против парторг совхоза Кочкорбаев. И тогда он вместе с Эрназаром решил перегнать овец за перевал, таким образом наметив путь для отар. При подъёме на гору Эрназар упал в расщелину, и Бостон отправился за помощью. Увы, та подоспела слишком поздно…

Полгода спустя умерла первая жена Бостона и перед смертью просила мужа жениться на ее подруге и дальней родственнице – Гулюмкан. Вскоре у Гулюмкан и Бостона родился сын – Кенджеш, который стал отрадой для них обоих.

После очередной ночи под вой волков Бостон не выдерживает и решает убить их. Он подкарауливает волков с помощью отар. Ему удается убить Ташчайнара, который спасает Акбару, прикрыв своим телом. Волчица убегает, но поздно вечером приходит к месту, где Бостон закапывает тело волка, и молча лежит. Теперь она осталась совсем одна…

Казалось бы, все былое осталось в прошлом.

Однажды, Бостон, перегнав отар через выпас, приезжает за семьей. Вместе они садятся за стол, а Кенджеш в это время играет во дворе. Акбара, которая часто ходит около их дома в надежде увидеть своих волчат, сразу же замечает дитя и принимает его как своего. Мальчик тоже не пугается зверя и играет с ней. Волчица, захотев его воспитать как своего волчонка, уносит с собой. Бостон хватает ружье и гонится за ней. Стреляет, но попадает не только в нее, но и в сына. Мальчик умирает, а Акбара сбегает.

От горя Бостон приходит к Базарбаю и убивает его. А потом сдается властям…

Композиция

Роман состоит из трех частей. Первая и вторая посвящена Авдию, третья о Бостоне.

Главными героями романа являются Авдий и Бостон, раскрываются их проблемы через тяжелые испытания, выпавшие на их долю. Связывающей нитью является история волчицы Акбары.

О писателе

Чингиз Торекулович Айтматов – киргизский и русский писатель, классик двадцатого века, автор таких произведений, как «Джамиля», «Верблюжий глаз», «Первый учитель», «Материнское поле», «Прощай, Гульсары!» и др.

Я, как начинающий писатель, знаю, что все события описываются через призму собственного мировоззрения. Весь жизненный опыт, знания, боль, терзания, так или иначе, отражаются в произведении и передаются персонажам. Произведение – это скрытое отражение автора, поэтому я осмелюсь судить о Чингизе Айтматове по одному прочитанному произведению. Он предстает передо мной сентиментальной и ранимой натурой. Мне очень симпатичен Авдий. И я не верю, что Айтматов смог бы создать столь замечательный образ, не имея в себе те же задатки. Я просто уверена, что в нем самом жила частичка Авдия, который, несмотря на все испытания, не отказался от своих убеждений. И тут как нельзя кстати подходят слова Лермонтова: «Уважения заслуживают те люди, которые независимо от ситуации, времени и места остаются такими же, какие они есть на самом деле».

Впечатления

Хоть критики и приняли роман неоднозначно, мне он пришелся по душе. Основным же недостатком его назвали то, что автор «вбухал» все проблемы в одну книгу, и среди писателей бытует такое мнение, мол, в одном произведении нужно раскрывать лишь одну проблему (один из секретов «бестселлера»), я же напротив считаю, если автор может раскрыть несколько проблем, связанных меж собой, то это просто замечательно.

Не случайно все истории в произведениях автора связаны с природой. Природа – это вдохновитель любого творческого человека, возьмите творчество любого классика: стихи Пушкина, Тютчева, Фета, «Бедная Лиза» Карамзина, образ дуба в «Войне и мир» Толстого и т. д.

Часто природа отражает внутренний мир главного героя. А в случае «Плахи» – моральное разложение общества. Человек, находящийся в гармонии с природой, находится и в гармонии с собой. Основанная проблема романа – уничтожение природных ресурсов. Жестокость общества показана не только глазами человека, но и глазами животного – семейства волков, которые не могут найти приют для продолжения рода из-за жестокости людей.

Наряду с браконьерством развивается и наркомания. Вся суть проблемы в том, что коноплю выращивают и свободно собирают. Никому до этого нет дела.

Антиподом всех наркоторговцев автор ставит верующего Авдия. К сожалению, как и я, автор понимает, что убеждения и вера молодого человека – наивны, и они просто не выдержали испытания реальностью. Авдий призывает гонцов зарабатывать на жизнь законным путем, отказаться от промысла, который приносит легкую прибыль, да и удовольствие. К сожалению, такие люди, как Гришан, более реально смотрят на мир вокруг и трезво оценивают ситуацию. Его убеждения, естественно, плохи, но, как мне показалось, они больше отвечают суровой действительности. Он утверждает, что Лёнька, Петруха, выросшие в бедности, не познавшие ни воспитания, ни любви материнской, ни достойного образования, привыкли выживать любой ценой. Как добыть еду, где найти ночлег – вот что для них главное. Когда твоя жизнь сплошная борьба, ты просто борешься. Это твоя правда. Проблема есть – бедность, а выход из нее где?..

Да, малолетние гонцы несут вред другим, но занимаясь наркоторговлей, они стремятся к лучшей жизни, к той, которой они не могут жить, ибо являются детьми бедняков и сиротами. У них нет богатых родителей, хорошего образования, возможности реализовать свои способности, как у «Бай Ричи». У них ничего этого нет… а хочется… но как достичь? Именно Гришан, а не Авдий, дает ответ на этот вопрос.

Что касается Авдия. Лично я человек неверующий. Но мне очень понравилось его утверждение, что БОГ ЕСТЬ В КАЖДОМ ИЗ НАС – ЭТО СОВЕСТЬ. Его альтруистические намерения не увенчались успехом. Ибо проблема есть, а решения нет. Авдий указывает, что это плохо, а как жить дальше? Ибо молодой человек сам живет случайными подработками, его статьи не принимают в редакции, именно поэтому он идет вместе с Обером.

Да, возможно, я строю из себя чересчур умную, но корень проблемы в конопле – его нужно вырывать, сжигать, искоренять, не дать вырасти. Другая проблема – бедность, если бы у таких, как Петруха, Лёнька, – было бы образование, да и стабильная работа, стали бы они этим заниматься? Скорее всего, нет.

Что касается Бостона – это сильный человек, который, пройдя через все перипетии судьбы, смог остаться человеком, то есть смог прожить с совестью. Его антагонистом выступает Базарбай, который ничего в жизни не добился, а потому несет вред другим из-за зависти. Для меня очевидно, что после похищения волчат, их мать хочет отомстить и нападает на людей, не дает им покоя. Лично мое убеждение: обидели – отомсти. Как и в случае с волчицей и Бостоном хочется сказать: если правда на твоей стороне – борись, даже если весь мир против тебя.

Роман был написан в 1986 году, но проблемы, описанные в нём, актуальны и по сей день, ибо автор затронул вечные темы Добра и Зла, человека и природы, альтруизма и его границ. Я советую прочитать эту книгу всем тем, кому нужна пища для размышлений, ибо роман заставляет задуматься, он задает множество вопросов и отнюдь не дает на всё ответа. Читателям, ищущих острых ощущений и приключений, произведение Айтматова вряд ли придется по душе, ибо здесь достаточное количество религиозных отсылок, философских рассуждений. Если вы любите думать над книгой, порой ощущаете послевкусие от прочитанного, так, что некоторые ситуации и слова бродят в голове неделями, – обязательно прочитайте «Плаху» Айтматова.

А закончить думы о тяжелых судьбах людей хочется словами самого автора: «Люди ищут судьбу, а судьба – людей... И катится жизнь по тому кругу... И если верно, что судьба всегда норовит попасть в свою цель, то так оно случилось и на этот раз. Все произошло на редкость просто и оттого неотвратимо, как рок...».