Томас Харрис МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ.

13.07.2018

Роман Томаса Харриса об убийце и каннибале начинается с разговора молодого стажера ФБР Клариссы Старлинг с начальником отдела психологии Джеком Кроуфордом. Он решает послать ее к доктору Лектеру Ганнибалу «побеседовать», что пребывает в психиатрической больнице штата Мэриленд. Благодаря полученной информации Кларисса отыскивает голову в машине флейтиста Бенджамина Распайла, которого Ганнибал убил из-за фальшивой игры.

Кроуфорд пытается найти маньяка-убийцу Буффало Билла, который сдирает кожу со своих жертв – девушек. Но Лектер, знающий личность убийцы ограничивается лишь намеками взамен на воспоминания из жизни Клариссы: «кви про вко» - услуга за услугу.

Тем временем маньяк похищает дочь сенатора Кэтрин Мартин. Она вернувшись домой видит из окна мужчину, что тщетно пытается занести диван в фургон, но не может из-за сломанной руки. Кэтрин выходит к нему помочь и как только оказывается внутри фургона мужчина сдирает гипс с руки и ударяет ее по голове. Он отрезает ей блузку и грубыми руками щупает ее грудь. По одной блузке ФБР понимает, что это дело рук Буффало Билла. Он как известно держит жертв в плену несколько дней и убивает их.

Кларисса обманывает Лектера насчет хороший условий содержания от сенатора взамен на информацию о Буффало Билле. Главврач психиатрической больницы подслушивает разговор между стажером и Ганнибалом, записав его на магнитофон. Он сам связывается со сенатором. Сенатор –мать похищенной добивается перевода Лектера в штат Теннеси. Она обещает ему все условия: камера в федеральной тюрьме, книги и работу психоаналитиком в обмен на информацию об убийце. Лектер называет имя – Билли Рубин. Хотя по разговору с бывшим пациентом Райспайлом он знал, что убийцу зовут Джейм Гамб.

Что касаемо условий содержания в тюрьме, то они были как-никак кстати для побега. Ганнибал вытаскивает изо рта железяку от стержня, украденного еще в психбольнице и во время кормления освобождается от наручников. Он убивает двух полицейских и забирает оружия. Из-за выстрелов остальные полицейские поднимаются вверх и застают там одного убитого и одного раненого напарников. Раненый, которого забирает скорая помощь, оказывается Ганнибалом. Он избавляется от медиков и скрывается.

Тем временем Кроуфорд использую всю информацию полученную от Лектера о возомнившим себя убийцей-транссексуалом занимается поиском убийцы среди обращавшихся в клинику по смене пола и получившим отказ. Им оказывается Джейм Гамб, место жительство которого уставили в Чикаго. Все едут туда, а Кларисса в поисках доказательства вины Джейма Гамба приезжает в место первого убийства, жертвой которого стала Фредерика Биммел. Она по намекам Лектера догадывается, что Фредерика была лично знакома с убийцей, и убийца искал полных женщин для того, чтобы сшить из их кожи себе одежду. Кларисса, допросив знакомых жертвы узнает, что Фредерика сама занималась шитьем и работала у одной женщины в ателье. Узнав адрес работодательницы она приезжает в дом, где и застает Джейма Гамба. А понимает это по летающему мотыльку, который он клал в рот каждой жертвы.

Убийце удается скрыться и выключив свет он начинает наблюдать за ней из очков ночного видения и хочет ее застрелить. А Кларисса же реагирует на звуки и убивает Джейма Гамба.

Девушку Кларисса находит в подвале.

Лектер на свободе пишет письма Кроуфорду, Барни, Чилтену и Клариссе. Последней он признается в уважении и интересуется преследуют ли ее все еще крик ягнят из детства, о которых она рассказала ему в одной из встреч.

История романа:

Роман был написан в 1988 году Томасом Харрисом, американским писателем и журналистом. В этом же году он завоевал премию Брэма Стокера в категории Лучший роман. Это вторая по счету книга о каннибале докторе Ганнибале Лекторе. Первым является КРАСНЫЙ ДРАКОН (1981), а после МОЛЧАНИЯ ЯГНЯТ (1988) следует ГАННИБАЛ (1996). В 2006 году вышла книга ГАННИБАЛ: ВОСХОЖДЕНИЕ, где речь идет о детстве каннибала раскрывается причина его людоедства.

Будучи репортёром, писатель работал в газете «The Waco Tribune-Herald» (по другим данным в «News-Tribune») по следам полицейских патрулей. Именно эти статьи и личные беседы с заключенными стали хорошим опытом для будущих книг. Лишь в 2013 году Томас Харрис признался что вдохновил его на образ Ганнибала Лектора тюремный врач мексиканского города Монтеррей в штате Нуэво-Леон, имя которого он держит в секрете и называет «Доктором Салазаром».

Что касаемо Буффало Билла, то прототипом маньяка стали такие серийные убийцы как Эд Гин, что грабил могилы и убивал женщин, используя их останки для создания мебели, а кожу — для одежды; Тед Банди— убивший около тридцати женщин в 1970-х. Он заманивал своих жертв также, как и Буффало Билл заманил в свой фургон Кэтрин Мартин; Гэри М. Хейдник — держал в заложниках женщин, пряча их в глубокой яме в своём подвале, пока те не умирали от голода; Эдмунд Кемпер, первыми жертвами которого стали его бабушка с дедушкой, как и в случае с Буффало Биллом

О романе:

МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ - это один из самых любимых моих книг. По духу он мне очень напоминает ДЕВУШКУ С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА. Познакомившись с ним я намерена продолжить чтение о Ганнибале Лекторе, ну уж очень интересным создал его автор. Истории про расследования и поиски маньяка- убийцы всегда увлекали читателя словно загадки, на которые ответ разложен по страничкам романа. Автор сумел не только интересно и оригинально описать процесс поиска, но и разбавил его не менее интересными беседами между Старлингом и Ганнибалом, что порой обретает оттенки допроса, а порой и флирта. из своего читательского опыта, что касаемо книг, я могу сказать, что книга интересна настолько, насколько интересны ее персонажи. Так вот Томасу Харрису удалось создать одного из самых узнаваемых и неординарных персонажей всех времени народов. Мне было очень интересно наблюдать за Ганнибалом Лектором его отношениями с Барни, Чилтеном и конечно же с Клариссой. Уж очень я понадеялась, что он увлекся ею…

О Ганнибале Лекторе:

Даже не смотрев фильм, где образ доктора был великолепно воплощен харизматичным (о да, не люблю это слово, но оно очень модное в наше время) актером Энтони Хопкинсом, я во время чтения прониклась к этому герою. По сути Ганнибал Лектор – это каннибал, а совместно с этим отличный психиатр, знаток истории, джентльмен, интеллигент, художник с фотографической памятью, гурман в музыке и в еде, как ни странно. В одном из своих окровеней он признался, что убивает лишь тех, кто выводит его из себя, в основном это мужчины, имеющие преступное прошлое.

В 2003 году Американский институт киноискусства назвал доктора Ганнибала Лектера в исполнении Энтони Хопкинса кинозлодеем номер один всех времен. И это как мне кажется это не только заслуга талантливого актера, но и автора книги: Ганнибал, как персонаж – это сокровище, что схоже с такими злодеями как Дарт Вейдер и Джокер из трилогии Нолана. И отсюда вопрос, что делает злодея незабываемым? Не секрет, что самое главное это его могущество: Ганнибал в сотни раз сообразительнее и умнее обычного человека, в этом есть и его сила, заменяющая армию приспешников. Во-вторых – это философия: у каждого действия злодея (убийства, теракта) должен быть мотив. «Я убил, потому что я плохой, или просто так захотел» - такого быть не должно. У антагониста должна быть своя философия, которую "мог бы принять" читатель. Мы никогда не примем злодея, который прилетел с другой планеты на Землю и хочет нас всех уничтожить. НО мы можем понять злодея, что потерял свою планету и всех своих близких из-за к примеру неосторожных действий человечества. В таком случае им движет месть, его в какой-то степени можно понять. То же самое и с Ганнибалом – его философия опасна для нас, но мотив его действий нам понятен. В-третьих – эмоциональность. Что общего между Джокером и Лектером – так это то, что они никогда не выдают эмоций поражения, отчаяния, удивления, страха, ужаса и растерянности. Все эти эмоции присущи всем нормальным людям, что время от времени бывают слабыми попадая в определенные ситуации. Даже если их планы рушатся, они всегда держаться достойно и не выдают себя, тем самым демонстрируя высокий эмоциональный интеллект.

Об экранизации:

Самым удачным по мнению зрителей является экранизация серий книг с участием Энтони Хопкинса. Об этом свидетельствует и ВИКИПЕДИЯ:

· «По версии британского издания «Empire» Лектер в исполнении Хопкинса занимает двадцать первое место в рейтинге ста величайших киногероев[7].

· Сайт «IGN» поставил Ганнибала Лектера на 6-е место в списке «25 лучших злодеев в ужастиках»[8].

Что касаемо МОЛЧАНИЯ ЯГНЯТ, фильм был снят в 1991 году, где роль Клариссы исполнила Джоди Фостер. Фильм был удостоен пяти премий ОСКАРА: лучший фильм, лучшая актриса, лучший актер, лучший адаптированный сценарий, лучший режиссер. Энтони Хопкинс для воплощения проделал немало наблюдательных работ: он смотрел видеозаписи с допросов, был на заседаниях суда. Но самое главное ему удалось передать ту самую таинственность Лектера и его «грациозность танцора». Возможно это просто совпадение или же старание актера, но образ, созданный Энтони Хопкинсом один-в-один, совпал с моим видением героя (а такое у меня бывает редко после прочтения книги до просмотра фильма).

О Томасе Харрисе:

Томас Харриса – американский писатель родился в 1940 году в штате Теннеси. Конечно мы бы никогда не узнали бы о таких оригинальных триллерах, если бы автор довольно долго не проработал журналистом в криминальной области. Вся цепь рассуждений, внимание к деталям – доказывают нам, что Томас Харрис большой знаток в серийных убийцах.

Не составляет труда написать бульварный роман о любовных похождениях, а продумать все до мелочей и создать детектив, используя знания криминалистики, психологии – это дорого стоит. Конечно же это большой багаж знаний, без этого никуда. И в очередной раз убеждаюсь, что НАДО учиться и учиться, ибо, если же для актера, певца – самое главное наличие таланта, то для писателя – это опыт и знания. ТЫ можешь быть оригинальным на все 100 процентов, но, если у тебя нет достаточно знаний, вряд ли ты сможешь создать что-то наподобие МОЛЧАНИЯ ЯГНЯТ. Писателями не рождаются, ими становятся годами упорной трудов и конечно же учебы. И, с уверенностью, можно сказать что в отличие от бульварных романов, что забываются сразу после прочтения, МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ – это книга на века. И БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ЭТО АВТОРУ.