Дорожная карта Алтая: Чуйский тракт. Чике-Таман — Кош-Агач

Участок «Чике-Таман — Кош-Агач». Настоящий Алтай. Здесь нет инфраструктуры, с лихвой компенсирует природа.

Дорога по-прежнему отличного качества. В конце пути вы будете на высоте более полутора километров над уровнем моря. В Чуйской степи вообще можно ехать куда глаза глядят.

Турбазы и гостиницы редкие и простые. Без роскоши. Автомастерские только в крупных сёлах. Связь — даже не во всех мелких. Банкоматов единицы, терминалов нет — это «дикий» Алтай.

Интересное в пути

Ильгуменский порог, кордон Кур-кечу

Средняя Катунь, порог четвёртой категории сложности. Традиционно в конце лета проводится фестиваль «Кубок Катуни — Ак Талай Маргаан».

Именно сюда направляются весной — склоны здешних гор целиком усеяны маральником.

Песчаная стена

Отвесная песчаная осыпь прямо у дороги, постепенно разрушается.

Яломанское городище

Городской центр алтайских тюрков. Раньше тут кипела жизнь, а сейчас лежат камни. Археологический памятник.

Ворота Айрыташ-Боом, петроглифы и старая вьючная тропа

Узкое искусственное ущелье в скале.

Рядом с бомом видны старая вьючная тропа и петроглифы. Уму не постижимо как тут ходили караваи.

Иня

В селе Иня есть сразу три интересных места.

Цаплинский мост — первый в мире подвесной мост подобной конструкции. Строили заключённые. Раньше тут проходил Чуйский тракт, сейчас мост в аварийном состоянии. Ездят по-новому.

Золотой Ленин — маленькая скульптура вождя революции. Позолоченный.

Ининские стелы — древние каменные стелы за Иней. Использовались в качестве ограждения древнетюркского поминального комплекса. Рядом курган.

Слияние Катуни и Чуи

Сакральное место. За слиянием рек наблюдают со смотровой площадки рядом с дорогой.

Самые любопытные проезжают по мосту через Чую и спускаются к рекам.

Или проезжают еще дальше по мосту через Катунь. Здесь в скалах проходит дорога.

Урочище Калбак-Таш

Крупнейшее собрание петроглифов в Сибири. Без экскурсии не пускают.

Археологический комплекс «Адыр-Кан», петроглифы

Каменное изваяние воина. Видно с дороги. Прямо за ним, на наскальные рисунки.

Белый Бом и пещера

Огромный отвесный утёс на Чуйском тракте. Памятное место. Именно тут путник клал шапку на дорогу — аналог современного светофора.

На западном склоне Белого Бома есть пещера. Туристы про неё не знают.

Памятник Кольке Снегирёву, остатки старого Чуйского тракта

Герой известной песни, памятник погибшим водителям.

Напротив остатки старого Чуйского тракта.

Исчезающее озеро

Про это озеро практически никто не знает. После землетрясения в 2003 году что-то произошло и теперь озеро исчезает. Почти пересохло.

В Белом Боме нужно проехать по мосту и проехать немного выше по течению Чуи. Скоро дорога серпантином пойдет вверх.

Водопад Ширлак и порог Бегемот

Или «Девичьи слёзы», хорошо просматриваются с трассы.

Напротив есть свороток. Он ведёт к порогу Бегемот — относится к пятой-шестой категории сложности. Здесь рождался советский рафтинг.

Тиранозавр-Камень

Большой камень у дороги. Чем-то напоминает острые зубы тиранозавра) Раскрашен красками.

Водопад на реке Верхняя Карасу

Малопосещаемый, легкодоступный, в определенное время виден с дороги. Высота около 12 метров.

Мажойский каскад

Череда сложнейших порогов Чуи. Выглядят довольно мощно и эпично. Даже опытные рафтёры сушат здесь весла, а ниже продолжают сплав.

Гейзерное озеро

Небольшое живописное озеро с голубым илом на дне. Его выбрасывают на поверхность термальные источники.

Сюда ведет тропинка по болотистой местности и заваленным брёвнам.

Заброшенная Чуйская ГЭС

Её иногда так и называют — «Плотина дураков», Акташская ГЭС. Её каналы раскинуты на четыре километра. Какая же работа тут кипела и всё коту под хвост.

Танковый полигон и военная часть

Вернее их развалины. Когда-то тут вели службу.

Каменная баба по дороге на Актру

Каменное изваяние воина. Возраст 3 000 лет. Находится прямо у мостика через Чую.

Гигантская рябь течения

Одна из самых эффектных в мире. Во времена Белки Скрата тут было ледниково-подпрудное озеро. Плотину прорвало и появилась рябь.

Куехтонарские плавильные печи

Древние плавильные печи у речки Куехтонар. Тяжело найти сразу, ищите крутой берег и лиственницы.

Когда-то тут ковали доспехи.

Марсианские пейзажи. Заброшенные штольни

Горы по-особому красные в двух местах — условно Марс-1 и Марс-2.

Первый находится на правом берегу р.Чаган-узун, ближе к устью. Виден с дороги.

Второй в семи километрах от тракта на левом берегу р.Кызыл-чин. Также виден с дороги.

Горы красного, бурого, желтого цветов из-за высокого содержания ртути в породах.

Вход в штольни завален.

Жертвенник за селом Ортолык

Большие каменные глыбы образуют круг. В центре жертвенник.

До сих пор используются местными.

Талдуринский оползень

Слышали про мощное алтайское землетрясение в 2003 году? За Бельтиром есть гора, которая трещала по швам.

А ведь достаточно всего лишь свернуть с дороги.

Кош-Агачская СЭС

Одна из крупнейших в стране и самая мощная на Алтае.

Кош-Агач — самое солнечное место России.

Тархатинский мегалитический комплекс

Алтайский стоунхендж, обсерватория. Ориентировано по сторонам света.

Украшены наскальными рисунками.

Дальше дорога ведёт в Джазатор, степь Самаха, плато Укок, но только с пропуском. Если интересно, как получить такой пропуск, пишите.

Музей казахов Алтая

В юрте собраны элементы духовной культуры алтайских казахов, воссоздан быт переносного кочевого жилища.

Кому подойдёт? Когда ехать?

Отдых на любой вкус: сплавы, конные и пешие вылазки в горы, погружение в алтайскую, казахскую быт и культуру, бурные реки и водопады — практически всё у дороги.

Инфраструктура не развита: берите наличные, готовьтесь к постоянным перебоям связи, туалету на улице и душу на этаже. Главное помните правило: что для Европы три звезды — для Алтая все пять.

Большинство курганов, Белобомская пещера, исчезающее озеро, водопад на Нижней Карасу, Мажойский каскад, танковый полигон, рябь течения, Талдуринский оползень зимой недоступны — сугробы, заснеженные дороги, холодно. Добавьте к этому короткий световой день.

В любое время года Чуйский тракт по-своему хорош.