Москва централизованно закупает современное оборудование для столичных школ

09.04.2018

Крупнейшие аукционы по поставке оборудования для школ в рамках проекта «Техносфера современной школы» разыграют в апреле.

В «Техносфере» – только проверенное оборудование

Проект «Техносфера современной школы» – это предпрофессиональная подготовка будущих специалистов, необходимых экономике города и востребованных на рынке труда. Для этого во всех столичных школах начиная с 2016 года создается высокотехнологичная образовательная среда за счет современного учебного, игрового и спортивного оборудования. С момента старта проекта уже проведено 30 совместных закупок на общую сумму более 8,1 млрд руб. Средний процент снижения по итогам торгов составил 9,3%.

В основе перечня оборудования для «Техносферы» – Приказ Министерства образования и науки РФ № 336 от 30.03.2016. По предложениям городского методического центра, Ассоциации молодых директоров и других активных членов педагогического сообщества он постоянно дополняется и обновляется.

Необходимое для проекта оборудование соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и городским проектам развития и включено в бланк заказа (электронный каталог) – это позволяет планировать закупки как его отдельных позиций, так и целых комплектов.

При этом важная составляющая каждой закупки – это особый порядок приемки оборудования. Перед поставкой всей его партии организуется комиссионная приемка «сигнального образца» – его оценивают эксперты из ведущих ВУЗов – партнеров проектов. Так, в приемке оборудования для медицинских классов постоянно участвуют представители ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова, инженерного – ФГБОУ ВО СТАНКИН, ФГБОУ ВО МГТУ им. Н. Э. Баумана, ФГБОУ ВО МТУСИ. А оборудование для изучения астрономии и других междисциплинарных наук оценивают специалисты из ФГБОУ ВО НИТУ МИСиС.

Геннадий Дёгтев, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике:

Реализация проекта «Техносфера современной школы» – наиболее яркий пример того, как совмест­ные торги оптимизируют издержки. При проведении таких закупок уменьшаются трудозатраты заказчиков на подготовку процедур, снижаются коррупционные риски и упрощается работа в процессе эксплуатации оборудования, а поставщики получают понятные и прозрачные правила участия в закупках. В прошлом году в рамках проекта проведено около 60 закупочных процедур. В среднем на аукцион приходит по три участника. Общее снижение стартовой стоимости составило в 2017 году 11,2 процента. Отличительная черта закупок в рамках проекта «Техносфера» – это использование стандартизированной документации и предельных ценовых показателей».

Анна Мельникова, начальник управления развития инфраструктуры образования, контрактного управляющего Департамента образования города Москвы:

«Задача совместных закупок заказчиков Москвы – обеспечить московские школы оборудованием по единым образовательным стандартам. Оборудование проекта «Тех­носфера современной школы» должно отвечать современным педагогическим стандартам. Стандарты также важны и с точки зрения совместных закупок – единые, прошедшие экспертизу цены, утвержденные характеристики».

***

Публичное представление закупок в рамках проекта Техносфера состоялось в Цифровом деловом пространстве 12 марта. В мероприятии приняли участие 10 компаний – производителей и поставщиков современного оборудования.

***

Уже к началу нового 2018–2019 учебного года более 75% московских школ смогут использовать новое технологичное оборудование в виде готовых проектных решений: медицинский, инженерный, академический классы, оборудование для проведения уроков астрономии, робо-классы, оборудование для конвергентных лабораторий Курчатовского проекта и совсем новые высокотехнологичные комплекты оборудования «IT–полигон». Также школы планируют обновить учебную мебель, учебное, игровое и спортивное оборудование, необходимое для реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Что говорят педагоги

Московские школы, участвующие в проекте, успели оценить оборудование и его пользу для учеников

Робототехника поможет изучить физику

Наталия Пантелеева, учитель информатики ГБОУ Школа № 1279:

«Мы с детьми побывали на командном соревновании по РобоФутболу. Это начальный уровень освоения робототехники, но это очень мотивирует ребят изучать робототехнику дальше. С ее помощью можно изучать физику, электронику, программирование. Мы можем заниматься и с начальными классами, и с выпускниками старшей школы.
Технологии осваиваем постепенно, от простых алгоритмов двигаемся к сложным роботам. Поэтому нам важно иметь оборудование для изучения микроэлектроники, конструкторы, программное обеспечение, 3D-принтеры. А оборудование «Соревновательная робототехника» позволяет проводить соревнования по мировым стандартам».

Через инженерный класс – в ВУЗ

Антон Марко, учитель физики ГБОУ Школа № 2098:

«Оборудование инженерного класса – образец рабочего места современного инженера. Обучение в нем дает раннее профессиональное самоопределение учащихся. Здесь ребята осваивают предпрофессиональные умения для будущей инженерной профессии: программирование, алгоритмизацию, прототипирование. Благодаря предоставленному городом оборудованию школы открыли инженерные классы, заключили договоры с ведущими техническими вузами и будущими работодателями ребят.
В лаборатории старше­классники выполняют инженерные проекты и готовятся к предпрофессиональному экзамену, по итогам получают до 10 баллов при поступлении в институты – партнеры школ».

Погружение в виртуальную реальность состоялось

Иван Колечкин, учитель географии ОАНО СОШ «Пенаты»:

«Московская электронная школа – современный цифровой инструмент для учителей, родителей и учащихся. Он позволяет создавать учебные материалы, а главное, использовать лучшие разработки других учителей. Сейчас платформа содержит более 15000 сценариев уроков по всем предметам, а также более 150 электронных учебников издательств, тестов. Она соединяет в себе возможности по организации образовательного процесса, информированию семей о результатах обучения и работе с учебным контентом. Поставляемые интерактивные панели, ноутбуки, школьные серверы, точки доступа изменили рабочее место и учителя, и ученика».

Из медицинского класса – в будущую профессию

Нина Сухова, учитель биологии ГБОУ Школа № 627:

«В школьной медицинской лаборатории учащиеся осваивают будущую профессию. Первая помощь в неотложных состояниях, использование диагностической техники, уход за маломобильными пациентами, современные представления об анатомии и физиологии человека – все это необходимо для будущей профессии врача независимо от его будущей специализации.
Оборудование позволяет проводить практические занятия по биохимии, фармации и лабораторному химическому анализу. В комплексе есть цифровые лаборатории, анатомические тренажеры, кардиографы. А при помощи телементора мы внедрили в программу тренинг простых медицинских манипуляций и изучение телемедицины».

Планетарии появятся в школах Москвы

Андрей Белышев, учитель физики ГБОУ Школа № 498:

«Для изучения астрономии необходимы реальные наблюдения и использование научных приборов. В комплексе оборудования по проекту «Техносфера современной школы» для класса астрономии есть профессиональный телескоп со светофильтрами и астрономические измерительные инструменты.
Некоторые космические явления невозможно увидеть в городских условиях или изучить по учебнику. Для этого есть интерактивный мультимедийный планетарий, где можно визуализировать парад планет, движение комет, строение удаленных созвездий, состав атмосферы других планет. Все это – междисциплинарный комплекс для получения знаний, актуальных в современной жизни».

***

Инженерный класс

Инженерный комплекс оборудования для прототипирования, программирования, нанотехнологий.

Участники совместной закупки – 13 образовательных организаций, 15 комплектов учебного оборудования.

Медицинский класс

Медицинский лабораторный комплекс для освоения предпрофессиональных умений современных медицинских работников.

Участники совместной закупки – 24 образовательные организации, 28 комплектов учебного оборудования.

Академический класс

Научно-исследовательский комплекс по направлениям:
— физическая химия;
— биохимия;
— информационно-технологические исследования.

Участники совместной закупки –
16 образовательных организаций,
16 комплектов учебного оборудования.

Астрономия

Школьная астрономическая лаборатория и планетарий для исследования небесных тел и астрономических явлений.

Участники совместной закупки – 214 образовательных организаций, 223 комплекта учебного оборудования.

Робо-класс

Комплекс оборудования для разработки мобильных роботов и электронных устройств, проведения соревнований по робототехнике.

Участники совместной закупки – 84 образовательные организации, 93 комплекта учебного оборудования.

Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования

Междисциплинарная лаборатория для проведения исследований на стыке физики, химии, биологии, географии и других наук.