Работа ХХІ века: 70 лет без роста по лестнице карьеры

Деловой квартал / Новости / Работа XXI века: 70 лет без роста по карьерной лестнице

Источник: pixabay.com
Источник: pixabay.com

11:15   03.05.2018

Работа в XXI веке — это «серия развивающих практик», а не построение карьеры снизу вверх. Узнавать новое и учиться люди должны прямо в офисах, но пока этого не происходит. ИССЛЕДОВАНИЕ.

  • 5

В XXI веке успех в построении карьеры все меньше зависит от диплома и полученной некогда профессии. Важнее всего становятся опыт и способность учиться, говорится в докладе «Глобальные тренды человеческого капитала-2018» компании Deloitte, одного из мировых лидеров в сфере консалтинга и аудита. Специалисты пояснили, как нужно планировать профессиональное развитие сейчас.

«Карьера XXI века» — это серия развивающих практик, каждая из которых дает возможность приобрести новые навыки, расширить кругозор и по-новому взглянуть на ранее приобретенный опыт, считают участники проведенного Deloitte  опроса. 61% опрошенных отметили повышение статуса должностей, связанных с искусственным интеллектом и робототехникой, 42% полагают, что автоматизация решающим образом повлияет на рабочий процесс в ближайшие два года. Все это изменит требования к навыкам работников. Но отделы компаний, отвечающие за развитие и обучение сотрудников, не успевают за этими изменениями. Согласно опросу работодателей 2017 года, более половины организаций не обеспечили сотрудникам возможность освоить навыки будущего.

За кем будущее?

Невероятная скорость развития новых технологий влечет за собой столь же стремительное устаревание приобретенных рабочих навыков. Казалось бы, на этом фоне наиболее престижными должны становиться технические профессии. Но в действительности востребованы те, кто способен организовать взаимодействие машины с человеком.

Многие отрасли, демонстрирующие сегодня наиболее стремительный рост (здравоохранение, продажи), по существу обращены к человеку, но работу в этих отраслях можно существенно улучшить с помощью технологий. Все более актуальными для технических специалистов становятся навыки социального и гуманитарного спектра — такие, как написание текстов и умение работать в команде.

Сегодня работодатель ожидает от работника не узко технической грамотности, а сочетания технического и гуманитарного знания.

Карьеры «снизу вверх» больше нет

Создавать новые карьерные модели значит не только реформировать системы обучения и развития сотрудников. Необходимо по-новому взглянуть на карьеру как таковую.

Представление о карьере как о лестнице только с двумя направлениями движения — вверх или вниз (при этом «вниз» фактически равносильно «вон» — из компании или профессии) — сегодня теряет актуальность.

Современная успешная карьера предполагает переобучение, приобретение нового опыта и раскрытие в себе новых способностей. Уже сегодня рабочий стаж может достигать 70 с лишним лет. Человек должен пройти этот путь, постоянно подстраиваясь под изменения квалификаций и отраслей.

Опрос показал, что лидеры бизнеса осознают происходящие изменения. Почти три четверти опрошенных (72%) предпринимателей заявили, что развитие карьеры в их компании не выглядит просто как продвижение вверх в управленческой иерархии. Впрочем, лишь 18% респондентов чувствуют, что дают своим сотрудникам возможности для активного развития.

По мнению примерно 60% респондентов, работодатели либо прикладывают очень мало усилий к тому, чтобы вдохновить своих сотрудников на построение карьеры, либо не прикладывают их вовсе.

Сегодня вузы в самых разных странах разрабатывают все больше междисциплинарных программ обучения. Однако исследования показывают, что дипломы и научные степени теряют значение, уступая реальным знаниям, опыту и потенциалу работника.

Учиться нужно в компании

Для построения карьеры XXI века необходима культура обучения внутри организаций. Согласно исследованию, доходность компаний, которые развивают навыки и умения сотрудников, а также открыто обсуждают совершенные ошибки, чтобы извлечь из них новый опыт, в 3 раза превышает доходность организаций, у которых такая практика отсутствует.

Иные реальности

Некоторые организации уже внедряют в образовательный процесс технологии дополненной и виртуальной реальности. Онлайн-банк BMO создал приложение дополненной реальности, благодаря которому любой сотрудник, находясь на рабочем месте, может в любой момент получить доступ к нужным учебным материалам. Для повышения мотивации к обучению приложение использует методы геймификации. Shell начинает обучать сотрудников, используя возможности дополненной и виртуальной реальности, сразу же после их выхода на работу.

Мы не знаем, какие задачи будут стоять перед нашим HR-отделом через пять лет, но мы точно знаем, что нам всегда будут нужны самые талантливые работники, поэтому наш главный приоритет — развитие сотрудников, — утверждает Йорис ван дер Тогт, вице-президент Shell, ответственный за HR-стратегию и образование.

Траектория развития

Успешные компании все чаще практикуют индивидуальный подход к карьере каждого конкретного сотрудника, давая людям возможность открывать в себе новые таланты и развиваться в новых направлениях внутри компании. В некоторых организациях на основании анализа данных о работе сотрудника определяют, в каком направлении развитие его карьеры будет наиболее эффективным.

Например, в IBM разработали приложение для самостоятельной проверки и оценки сотрудниками своих знаний и умений. Программа находит для каждого работника подходящие образовательные курсы и тренинги, открытые вакансии, а также предлагает векторы развития карьеры.