Утраченный Фаберже: пасхальные шедевры вне России

09.04.2018

8 апреля православный мир встретил великий праздник Воскресения Христова, поэтому сегодня наш рассказ отвлечётся от истории моды и костюма в России и сосредоточится на другом поставщике Императорского двора, чьё имя неразрывно связано с одной из самых известных пасхальных традиций.

На Пасху у христиан - как у православных, так и у католиков - принято красить яйца. В христианстве яйцо толкуется как символ гроба и воскресения, а красный цвет символизирует для христиан кровь распятого Христа. Древняя традиция со временем воплотилась в прикладном искусстве, когда люди стали создавать декоративные пасхальные яйца. Самая известная их них сегодня - традиция создания ювелирных пасхальных шедевров, которая родилась в России во второй половине XIX века в ювелирной фирме Карла Фаберже. Сегодня "яйцо Фаберже" - определение почти нарицательное.

История "яиц Фаберже" восходит к 1885 году, когда император Александр III к Пасхе в подарок императрице Марии Фёдоровне заказал юному Карлу Фаберже яйцо-сюрприз "Курочка". И Марии Федоровне, и Александру III яйцо Фаберже так понравилось, что традицию дарения ювелирных яиц на Пасху было решено продолжить. После смерти Александра III традицию перенял его сын Николай II, который заказывал фирме Фаберже уже по 2 ювелирных яйца - матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, и жене, императрице Александре Фёдоровне. Всего с 1885 до 1917 года фирмой Фаберже было создано 71 ювелирное пасхальное яйцо, 54 из которых были императорскими.

Императорские яйца Фаберже были крайне символичны. В них дарители шифровали какие-то памятные даты, исторические события или значимые места из жизни Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны. И хотя все эти ювелирные шедевры не были обыкновенными баснословно дорогими красивыми игрушками, некоторые современники осуждали традицию создания яиц, называя это мещанством. После революции большая часть произведений ювелирного искусства объявлялась не имеющей художественной ценности и отдавалась в переплавку, и даже пасхальные шедевры Фаберже изначально было принято решение разобрать на драгоценные камни и отдать в переплавку. К счастью, этого не произошло, судьба их сложилась иначе, хотя тоже не самым лучшим для России образом: яйца Фаберже стали продавать, из-за чего большая часть пасхальной коллекции оказалась за границей. Сегодня часть императорской коллекции удалось вернуть в Россию, однако за её пределами всё ещё остаётся немало удивительной красоты работ ювелирной фирмы.

1. Императорское яйцо Фаберже "Зимнее". 1913 год. Коллекция Марии Фёдоровны. Ныне - в частной коллекции эмира Катара.

История этого яйца крайне интересна. Это яйцо стало самым дорогим из всех, заказанных Романовыми, за него Николай II заплатил 24 тысячи рублей, что по тем временам было колоссальной суммой.

Более того, это яйцо было создано женщиной-ювелиром! Над ним трудилась художница Альма Терезия Пиль. Будучи внучкой ювелира Августа Холмстрёма, который был главным мастером фирмы Фаберже ещё при её основателе Густаве Фаберже (отце Карла), она начала работу в фирме как рисовальщица. Яйцо "Зимнее" стало её первым императорским ювелирным яйцом.

Яйцо установлено на основании из горного хрусталя, оформленного в виде тающего льда, с ручьями из платины и алмазов. Само яйцо также выполнено из горного хрусталя, на вершине размещается лунный камень в виде кабошона. Яйцо разделяется на две прозрачные половинки, ободок каждой из которых выполнен из платины, украшенной бриллиантами. Каждая половинка украшена тончайшей гравировкой, моделирующей ледяные кристаллы. Сюрприз представляет собой платиновую решётчатую корзинку с двумя ручками, украшенную розовыми алмазами. В корзинке размещается букет подснежников. Каждый цветок реалистично вырезан из цельного белого кварца с золотым проводом в виде стебля и тычинок, листья изящно вырезаны из нефрита, а их сердцевины — из зелёного кварца.

В 1927 году яйцо "Зимнее" было продано всесоюзным объединением «Антиквариат» Эммануэлю Сноуманту. С 1948 года принадлежало сэру Бернарду Экстеину и было продано в 1949 Брайену Ледбруку. Исчезло приблизительно в 1975 году после смерти Ледбрука. В 1994 году было обнаружено в Лондонском сейфе и в ноябре этого же года продано Женевскому аукциону «Кристис», откуда было затем продано американскому покупателю. В 2002 году куплено на Нью-Йоркском аукционе «Кристис» эмиром Катара Хамадом бин Халифа Аль Тани.

2. Императорское яйцо Фаберже "Павлин". 1908 год. Коллекция Марии Фёдоровны. Ныне - в фонде Эдуара и Мориса Сандоз, Швейцария.

Мария Фёдоровна очень любила птиц, оттого частым сюрпризом яиц Фаберже были фигурки птиц. Одним из таких яиц стало яйцо «Павлин» - шедевр ещё и инженерной мысли.

Это определённо оммаж часам «Павлин» работы Джеймса Кокса в Эрмитаже. На роскошной подставке в стиле рококо из позолоченного серебра покоится прозрачное яйцо, обе половинки которого вырезаны из горного хрусталя и вмонтированы в оправу с застёжкой. На обеих половинках есть гравировка: на одной изображена императорская монограмма Марии Фёдоровны, на второй — дата «1908». Внутри яйца на инкрустированном золотом дереве, среди ветвей, покрытых цветами из драгоценных камней и эмали, сидит золотой механический павлин, раскрашенный цветными эмалями. Павлин может сниматься с ветвей. После завода и размещения на плоской поверхности, он начинает гордо поворачивать голову и время от времени распускать хвост. По некоторым данным работа над павлином велась 3 года.

После революции, вместе с другими сокровищами императорской семьи, оно было конфисковано большевиками. В 1927 году яйцо «Павлин» в числе девяти императорских яиц, было продано через фирму «Антиквариат» Эммануилу Сноумену из лондонской галереи «Вартски» (англ. Wartsky). В 1935 году его приобрёл некий господин Хирст. В 1949 году яйцо приобрел швейцарский магнат Морис Сандоз. В 1995 году коллекция покойного Мориса Сандоза перешла к Фонда Эдуарда и Мориса Сандоза (Лозанна).

3. Императорское яйцо Фаберже «Синее яйцо-часы со змеёй» . 1895 год. Коллекция Марии Фёдоровны. Ныне - коллекция князя Монако Альбера II.

«Синее яйцо-часы со змеёй» - первое яйцо Фаберже, преподнесённое Марии Фёдоровне её сыном Николаем после смерти императора Александра III. По всей видимости император Александр III сделал заказ пасхального яйца в фирме Фаберже в 1894 году, а дарил его уже Николай II.

Ювелирных дел мастером, изготовившим данное пасхальное яйцо, стал Михаил Перхин. Яйцо покоится на золотой подставке, украшенной узорами из опаловой белой эмали. Три панели подставки покрыты золотом четырёх цветов, символизирующих искусства и науки. Золотая змея, инкрустированная бриллиантами, обвивает подставку, соединяя её с яйцом, и поднимается до его середины. Голова змеи и её язык указывают на текущий час, отображающийся римскими цифрами на вращающейся белой панели. Большая часть яйца покрыта полупрозрачной синей эмалью и золотыми полосами с бриллиантами, а также в его нижней и верхней частях есть элементы часового звонка. На каждой из сторон яйца располагаются золотые ручки в форме скульптурных арок в виде буквы «C».

Яйцо находилось в Аничковом дворце вплоть до революции 1917 года. Вместе с другими ювелирными изделиями, «Яйцо-часы с синей змеёй» было отправлено в Оружейную палату Кремля в середине сентября 1917 года. В 1922 году яйцо было передано в Совнарком, где оно хранилось до продажи его за рубеж в 1927 году Мишелю Норману из компании Australian Pearl. В 1950 году яйцо было куплено Эмануэлем Сноуменом из Wartski. Галерея Wartski в 1972 году продала яйцо магнату Ставросу Ниакросу, владельцу флота и судовых верфей. В 1974 году князь Монако Ренье III получил его в подарок на 25-летний юбилей нахождения на престоле и подарил своей супруге, княгине Грейс. Оно стало одним из самых любимых ювелирных изделий княгини и хранилось на столе в одной из её комнат. После её смерти все помещения были опечатаны и яйцо не выставлялось на публике. После смерти Ренье III в 2005 году, Альбер II унаследовал яйцо вместе с княжеским престолом. С 2008 года яйцо демонстрируется широкой публике на выставках.

Дизайн этого императорского яйца-часов был использован фирмой Фаберже при создании «Яйца герцогини Мальборо», созданного по заказу герцогини Консуэло Мальборо (урождённой Вандербильт) в 1902 году. Это яйцо имеет большие размеры и покрыто розовой, а не синей эмалью. Сегодня «Яйцо герцогини Мальборо» принадлежит фонду В. Вексельберга "Связь времён" и выставлено в созданном им в Санкт-Петербурге "Музее Фаберже".

4. Императорское яйцо Фаберже «Яйцо с вращающимися миниатюрами». 1896 год. Коллекция Александры Фёдоровны. Ныне - Виргинский музей изящных искусств, Ричмонд, США.

Настоящим произведение фирмы Фаберже стало яйцо, подаренное Николаем Александре Фёдоровне в 1896 году, году коронации – «Яйцо с вращающимися миниатюрами».Яйцо выполнено из горного хрусталя, его венчает 27-каратный сибирский изумруд. Ножка яйца располагается на постаменте из горного хрусталя и состоит из красочно расписанного эмалью золотого двойного сфероида. Сфероид украшен монограммами царицы, принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской до замужества и позднее Александры Фёдоровны, императрицы Российской.

Внутри яйца располагается золотая ось, поддерживающая двенадцать миниатюрных рисунков. На них изображены различные дворцы и резиденции, которые были значимы для молодой императрицы. Каждое из этих мест является памятным для Николая и Александры, как первые моменты их знакомства до бракосочетания, состоявшегося в 1894 году. В момент отпускания кабошонного изумруда, расположенного сверху яйца, приводится в движение механизм, вращающий миниатюры внутри яйца, которые перелистываются подобно страницам книги.

Яйцо было захвачено Временным правительством России и перемещено в Оружейную палату Кремля в Москве вместе с примерно 40 другими яйцами. В 1930 году, Яйцо с вращающимися миниатюрами стало одним из десяти проданных ювелирных яиц Фаберже конторой «Антиквариат» в галерею Виктора Хаммера в Нью-Йорке за 8000 рублей или примерно $4000. В 1945 году стало последним из пяти императорских яиц, приобретённых Лилиан Томас Пратт, женой президента General Motors Джона Пратта. После смерти Лилиан Томас Пратт в 1947 году яйцо по завещанию было передано в собственность Виргинского музея изобразительных искусств в городе Ричмонд, где до сих пор остаётся в открытой части экспозиции музея.

5. Императорское яйцо Фаберже «Пеликан». 1898 год. Коллекция Марии Фёдоровны. Ныне - Виргинский музей изящных искусств, Ричмонд, США.

В 1898 году Николай II преподнёс матери яйцо «Пеликан». Оно стало памятным в знак 100-летнего (1797—1897 годы) патронажа благотворительных учреждений русскими императрицами, оттого яйцо венчает фигурка пеликана - символ благотворительности.

С конструктивной точки зрения яйцо уникально тем, что оно «трансформер»: сюрприз, изображения 8 институтов под патронажем Императрицы, написанные акварельными красками на слоновой кости, можно увидеть, если разложить яйцо на 8 частей, образующих ширму.

В 1930 году императорское яйцо Пеликан стало одним из десяти ювелирных яиц, проданных конторой «Антиквариат» Арманду Хаммеру из Нью-Йорка. Хаммер демонстрировал яйца вместе с другими императорскими сокровищами на различных выставках на территории США. Между 1936 и 1938 годом оно было приобретено Лилиан Томас Пратт, женой президента General Motors Джона Пратта. После её смерти в 1947 году по завещанию яйцо было передано Виргинскому музею изобразительных искусств в Ричмонде, где до сих пор остаётся в открытой части экспозиции музея.

6. Императорское яйцо Фаберже "Корзинка цветов". 1901 год. Коллекция Александровны Фёдоровны. Ныне - Королевская коллекция Елизаветы II.

"Корзинка цветов" - одно из 4 яиц Фаберже, хранящихся в Королевской коллекции Елизаветы II.

Яйцо выполнено в виде цветочной корзины, покрытой белой эмалью и перехваченной витой решёткой из золота и алмазов. В передней части яйца имеется дата «1901», исполненная в том же стиле, что и решётка. Основой букета цветов служит «мох» из металлической нити. Собственно цветы также сделаны из золота и раскрашены эмалью различных оттенков. Помимо указанного, золото служит материалом ручки корзины, инкрустированной алмазами. Подставка яйца была повреждена и утеряна в процессе его перемещений и перепродаж; впоследствии она была изготовлена реставраторами заново. Вероятно, в оформлении ножки использовались синяя эмаль, золото и алмазы. Сюрприз этого яйца утерян, никаких сведений о нём не сохранилось. Это последнее из императорских яиц Фаберже, относящихся к XIX веку.

После Октябрьской революции 1917 года яйцо «Корзинка цветов» поступило в распоряжение Всесоюзного объединения «Антиквариат» и в 1933 году было им продано неизвестному покупателю; предполагается, что таковым мог быть Эммануэль Сноуман или Михаил Норман. В том же году изделие было приобретено королём Великобритании Георгом V и его супругой королевой Мэри, от которых перешло по наследству к Елизавете II.

7. Императорское яйцо Фаберже "Гатчина". 1901 год. Коллекция Марии Фёдоровны. Ныне - Художественный музей Уолтерс, США.

Также, как и последнее яйцо Фаберже XIX века для Александры Фёдоровны, последнее яйцо XIX века для Марии Фёдоровны оказалось за границей.

Автором этого яйца является один из самых видных ювелиров фирмы Фаберже - Михаил Евлампиевич Перхин. Золотая гильошированная поверхность яйца покрыта эмалью молочного цвета и делится двенадцатью полосками жемчуга, которые декорированы изящным узором из гирлянд, бантов, корзин с цветами и других украшений. Два больших плоских бриллианта установлены на обоих концах яйца. Вероятно, под ними были нанесены год и монограмма императрицы Марии Федоровны, которые позднее были удалены. После поворота крышки ювелирного пасхального яйца, перед нами предстаёт миниатюрная модель Гатчинского дворца (резиденции Марии Фёдоровны за пределами Санкт-Петербурга). Копия изготовлена вплоть до мельчайших подробностей: можно разглядеть пушки, статую Павла Первого и другие элементы пейзажа, вплоть до деревьев и кустов. Это один из немногих сюрпризов, который не извлекается из яйца.

Яйцо хранилось в Аничковом дворце, а после революции, в 1920 году, было куплено русским эмигрантом в Париже Александром Александровичем Половцовым-младшим, сыном государственного секретаря Александра Александровича Половцова. В 1930 году яйцо приобрёл Генри Уолтерс из Балтимора (США), потом яйцо по завещанию перешло в Художественный музей Уолтерса. С 1952 года — в постоянной экспозиции этого музея.

К слову, в 1903 году Михаил Перхин по заказу русского предпринимателя Александра Фердинандовича Кельха создал пасхальное яйцо «Бонбоньерка», внешний вид которого практически копировал яйцо «Гатчинский дворец». Но, увы, и оно сейчас находится в частной коллекции в Австралии.

8. Императорское яйцо Фаберже "Пётр Великий". 1903 год. Коллекция Марии Фёдоровны. Ныне - Виргинский музей изобразительных искусств, Ричмонд, США.

Ювелирное пасхальное яйцо Пётр Великий выполнено в стиле Рококо и посвящено празднованию двухсотой годовщины со дня основания города на Неве Санкт-Петербурга в 1703 году.

Яйцо изготовлено из красного, зелёного и жёлтого золота, платины, розовых бриллиантов, рубинов, горного хрусталя, украшено эмалью и миниатюрными портретами, выполненными акварелью по слоновой кости. На верхней части яйца покрытый эмалью венок, который окружает вензель Николая II. В нижней части яйцо украшено двуглавым имперским орлом из чёрной эмали, увенчанным двумя бриллиантами.

Сюрприз данного ювелирного пасхального яйца: когда яйцо открывается, внутренний механизм поднимает миниатюрную золотую модель Медного всадника — памятника Петру Великому на Сенатской площади в городе на Неве, расположенную на основании из сапфира. Выбора сюжета сюрприза обусловлен одной из легенд XIX века, которая гласит, что вражеские силы никогда не войдут в Санкт-Петербург до тех пор, пока Медный всадник стоит в центре города.

Яйцо Пётр Великий через всесоюзное объединение «Антиквариат» было продано в 1930 году Арманду Хаммеру, американскому предпринимателю, имевшему деловые интересы в России. Позднее яйцо было куплено нью-йорской галереей A La Vieille Russie. В 1944 году пасхальное ювелирное яйцо приобретено женой руководителя General Motors Лилиан Пратт Фредериксбург (1876—1947) и завещано Виргинскому музею изобразительных искусств, куда передано в 1947 году, где и доступно в настоящее время для всеобщего обозрения на постоянно действующей экспозиции коллекции европейских произведений декоративного искусства.

9. Императорское яйцо Фаберже "Колоннада". 1910 год. Коллекция Александровны Фёдоровны. Ныне - Королевская коллекция Елизаветы II.

Пасхальное ювелирное яйцо-часы «Колоннада» фирмы Фаберже посвящено рождению долгожданного наследника престола - цесаревича Алексея Николаевича в 1904 году.

Яйцо является своеобразной аллегорией и представляет собой храм любви (колоннаду), в котором пара голубей символизирует императора и его супругу, херувимы — четырёх дочерей императора: Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию, а Купидон (Амур) символизирует новорожденного царевича Алексея.

Изготовлено яйцо из бовенита, золота, серебра, платины, украшено алмазами и бледной розово-белой эмалью. Ювелирное яйцо эмалировано переливчатой бледной розово-белой эмалью и окружено циферблатом, покрытым эмалью, а цифры выполнены из алмазов. На вершине пасхального яйца находится Купидон из золота. Четыре серебряные позолоченные фигуры, олицетворяющие четырёх дочерей императора России, размещены вокруг основы и связаны цветочной гирляндой из золота. Два платиновых голубя размещены в пределах круга колон. Часы устроены таким образом, чтобы неподвижные стрелки указывали на цифры вращающегося циферблата (ранние фотографии и описания указывают, что Купидон держал в руке часовую стрелку).

В 1927 году ювелирное пасхальное яйцо Фаберже «Колоннада» стало одним из девяти яиц, проданных Всесоюзным объединением «Антиквариат» Эмануэлю Сноуману, Лондон. В 1929 продано Королю Георгу V и королеве Мэри, Великобритания. В 1953 году унаследовано королевой Елизаветой II.

10. Императорское яйцо Фаберже "Царевич". 1912 год. Коллекция Александры Фёдоровны. Ныне - Виргинский музей изобразительных искусств, Ричмонд, США.

Ювелирное пасхальное яйцо «Царевич» выполнено в стиле Людовика XV. Вырезано из превосходного осколка лазурита (ляпис-лазури) и украшено золотым узором, под прямоугольным алмазом видны монограмма Александры Федоровны и год — 1912. Сюрприз данного ювелирного пасхального яйца - российский двуглавый Имперский орёл, покрытый 2000 алмазами, с миниатюрным портретом царевича Алексея Николаевича, расположенным на груди орла. Сюрприз выполнен из платины, ляпис-лазури, алмазов и акварели на слоновой кости.

Пасхальный подарок Николая II Александре Федоровне через всесоюзное объединение «Антиквариат» был продан в 1930 году Арманду Хаммеру, американскому предпринимателю, имевшему деловые интересы в России. В 1933 году ювелирное императорское пасхальное яйцо приобретено женой руководителя General Motors Лилиан Томас Пратт Фредериксбург (1876—1947) и завещано Виргинскому музею изобразительных искусств, куда передано в 1947 году, где и доступно в настоящее время для всеобщего обозрения на постоянно действующей экспозиции.

11. Императорское яйцо Фаберже "Екатерина Великая". 1914 год. Коллекция Марии Фёдоровны. Ныне - Музей Хиллвуд, Вашингтон, США.

Это последнее яйцо Фаберже, созданное в довоенное время для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.

Яйцо выполнено из золота, розовой и непрозрачной белой эмали. На него нанесен орнамент с помощью чеканки и резьбы по золоту. На боковых сторонах расположенные миниатюры, с аллегорическими сценами искусств и наук французского художника Франсуа Буше. Подставка для яйца выполнена из золота.

В письме к своей сестре Александре, Мария Фёдоровна отмечает, что сюрпризом в этом яйце был механический паланкин с Екатериной Великой внутри, который несут два арапа. Паланкин имеет маленькие окошечки из горного хрусталя. Через них видна фигурка Екатерины. Императрица облачена в мантию, отороченную горностаем, выполненную из белой эмали. Сам паланкин украшен чеканкой и золотой резьбой. Арапы одеты в яркие ливреи из красной эмали, на голове у них тюрбаны. Сюрприз снабжен механизмом, который приводит его в движении: арапы медленно переставляют ножки, а паланкин катится на небольших колесах

В 1927 году яйцо было продано Галерее Хаммер в Нью-Йорке, где в 1931 году куплено Элеонор Барзин, в подарок на день рождения матери. В 1973 году подарено Музею Хиллвуд в Вашингтоне, США.

12. Императорское яйцо Фаберже "Мозаичное". 1914 год. Коллекция Александровны Фёдоровны. Ныне - Королевская коллекция Елизаветы II.

Альме Пиль, создавшей дизайн яйца "Зимнее", принадлежит и авторство самого последнего яйца предвоенного времени, подаренного Александре Фёдоровне на Пасху 1914 года. Это яйцо – «Мозаичное». Технически это одно из самых сложных яиц, созданных фирмой. На создание этого яйца Альма вдохновилась, когда наблюдала, как её свекровь вышивает крестом в технике «petit point», сидя перед камином, свет которого играл на узорах, выходящих из под иглы и нитей. Именно мотив вышивки крестом и положила Альма в основу дизайна этого яйца.

Само яйцо состоит из платиновой сетки, в отдельные «квадратики» которой инкрустированы рубины, сапфиры, бриллианты, изумруды, имитирующие вышивку. Не все отверстия сетки заполнены, благодаря чему яйцо выглядит полу-прозрачным. Изнутри яйцо поддерживается основой из золота. Сюрприз — миниатюрная камея с профилями детей Николая и Александры из золота, украшенная жемчугом, зелёными гранатами, декорированной прозрачной зелёной, непрозрачной белой, переливчатой бледно-розовой, бледно-зелёной эмалью. Камею венчает миниатюрная копия Императорской короны.

В 1933 году ювелирное яйцо «Мозаичное» было продано Всесоюзным объединением «Антиквариат» незафиксированному покупателю. В 1934 году продано Королю Георгу V и королеве Мэри, Лондон. В 1953, унаследовано королевой Елизаветой II.

В определённой степени, история Императорских пасхальных яиц Фаберже заканчивается на «Мозаичном». Фирма Фаберже производила ювелирные пасхальные яйца для Императорской семьи ещё на протяжении трёх лет. Однако, в связи с суровыми условиями военных лет, именно это яйцо оказалось последним, сделанным без ограничений в бюджете.

Подписывайтесь на наш канал, а также следите за нашими обновлениями на:

NLamanova.ru

Facebook.com/n.p.lamanova

Vk.com/nplamanova

Instagram.com/nplamanova

Ok.ru/group/53716297384094