Как переехать замёрзшую реку и не уйти под лёд

09.04.2018

Ежегодно в России с наступлением холодов тонут машины рыбаков или же путников, решивших сократить дорогу через реку или озеро. Как не совершить страшной ошибки

В лучшем случае приходит в негодность машина, в худшем — гибнут люди. А как вообще правильно выезжать на лёд на автомобиле и разрешено ли законом? Есть документ, посвящённый этому. Организация зимних переправ прописана в Правилах безопасности на водоёмах, утверждённых приказом МВД РК № 34 от 19 января 2015 года. Вот только практика показывает, что требования этого документа, к сожалению, не применяются. Рассмотрим хотя бы, как всё должно происходить в идеале.

Как положено организовать выезд на лёд

Переправа оборудуется для автотранспортных средств при толщине льда не менее 25–30 сантиметрови для пешеходов не менее 10 сантиметров. Её организацией должны заниматься районные акиматы. Вот перечень работ:

  • определяют время открытия и закрытия переправы по льду в начале и конце зимы, а также режим её работы в течение суток;
  • ежедневно производят замер толщины льда в местах переправы;
  • места, отведённые для переправы, обозначают вехами, расположенными на расстоянии 25–30 метров;
  • на спусках переправ с обеих сторон выставляют на специальных щитах зимний инвентарь (багры, лестницы, спасательные круги, брёвна);
  • на подъездах к переправам устанавливают вывески с названием переправы, временем работы и данными ответственного за её устройство и содержание.

Зимой на берегах водоёмов районные акиматы должны выставлять на столбах знаки: «Переход по льду разрешается» (зелёного цвета с белой надписью) или же «Переход по льду запрещён» (красный с белыми буквами). Вот только честно, кто из вас эти знаки хоть когда-нибудь видел? А оборудованные переправы?

Что делать на переправах запрещено

Даже если переправа организована, то на ней есть ряд ограничений, влияющих на безопасность. Вот они:

  • в местах переправы нельзя устанавливать сети для промыслового лова рыбы и пробивать лунки для рыбной ловли;
  • не допускается выход на лёд в тёмное время суток и при плохой видимости;
  • запрещается выходить на тонкие и неокрепшие участки льда;
  • запрещается собираться группами на отдельных участках льда;
  • запрещается приближаться к промоинам, трещинам, прорубям во льду;
  • запрещается выезжать на автомобилях за пределы переправ.

Рыбакам на заметку! Подлёдная ловля рыбы в других местах (не на переправе) разрешена при наличии спасательных средств, но запрещено пробивать более двух лунок на ограниченной площади и разводить огонь.

К слову, водохранилище выезжать на лёд на машинах не рекомендуется нигде! Обилие ключей, бьющих в прибрежной зоне, делает лёд на водохранилище неравномерным, особенно в период потепления.

Как проверить толщину льда?

Перефразируем известный лозунг: «Спасение переправляющихся давно стало делом рук самих переправляющихся!» Но, проявляя самостоятельность, стоит прислушаться к советам специалистов. Вот что рекомендуют сотрудники ГУ «Оперативно-спасательный отряд ДЧС Алматинской области КЧС МВД РК», которым не раз приходилось вызволять машины и людей из ледяной воды:

  • Если намечается организованная поездка (автопробег, соревнования и т. д.) с переправой через водную преграду, следует заранее, за неделю, обратиться в местный ДЧС, специалисты которого выедут к месту намеченной переправы, замерят толщину льда и дадут соответствующие рекомендации. Услуга, кстати, бесплатная.
  • Необходимо помнить, что у обрывистых берегов рек лёд всегда тоньше, а русло глубже. Оптимально — выбрать место пологое с обеих сторон. Кроме того, так удобнее для въезда и выезда.
  • Наиболее крепким бывает лёд с синеватым или зеленоватым оттенком. Матовый белый или жёлтый лёд чаще всего опасен.
  • Готовясь к переправе, необходимо определить наличие больших трещин и полыней, уточнить глубину снежного покрова на льду. При возможности после проверки лучше обозначить маршрут заметными вехами.
  • Вес легкового автомобиля выдерживает лёд толщиной 20–25 см, грузового — 35–40 см, тяжёлой техники — 50–60 см. Узнать толщину льда на глазок не получится. Единственный выход — обвязаться верёвкой и пробурить во льду отверстие. И лишь убедившись, что толщина льда достаточная, начинать переправу.

— У меня есть собственный метод определения несущей способности льда, — рассказывает Денис Аксёнов. — Без предварительного замера, особенно на тяжёлой технике, по льду проезжать не стоит. Базовая толщина ледяного покрова должна составлять не менее 20 см. Потом арифметика простая: на каждую тонну веса колёсной техники к 20 см нужно прибавить 2 см. То есть если собираешься ехать на двухтонном джипе, толщина льда должна быть 20 см плюс 4 см, если на трёхтонном — то 26 см. На каждую тонну гусеничной техники к 20 см прибавляется один сантиметр, а не два, потому что площадь опоры больше. Я собирал разные материалы из всех источников, и этот метод работает однозначно. При этом я в камыши не еду и где много снега тоже, там лёд к концу зимы может даже стать тоньше за счёт толщины снега. Опыт научил нас делать к концу зимы в таких местах дополнительные промеры. И тем не менее мы постоянно сотрудничаем с ДЧС, и без их разрешения соревнования не проводятся.

А если всё-таки машина провалилась?

Не паниковать!
Действовать быстро, но без суеты!

Следует помнить, что машина целиком под лёд моментально практически никогда не уходит. Чаще всего погружаться начинает либо одна из осей, либо один из бортов, причём относительно медленно. Погружение может длиться до минуты, а то и нескольких.

Пытаться вызволить машину из ледяного плена самостоятельно бесполезно. Главное — спасти свою жизнь! Как только автомобиль начал погружаться, необходимо всем как можно скорее покинуть салон. Стоять возле образовавшейся полыньи также не стоит — лёд может продолжить обламываться. Добирайтесь до берега, вызывайте помощь (если связь в этом месте есть) и постарайтесь согреться, по возможности разведя костёр и высушив одежду. Подсушить одежду можно, покатавшись по снегу, — он впитывает влагу.

Удачи на переправах!