Динамические ряды

09.04.2018

Развитие является основным понятием мира. Познание законов природы (эволюция) и общества (история) дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации. Изменение любых процессов, явлений и состояний во времени или в пространстве изучается статистикой методом построения и анализа динамических рядов.

Ряды динамики - это основные показатели той или иной дисциплины, которые представлены в определенной (логической) последовательности.

Если говорить о законах эволюционно-исторического развития человека, то необходимо сказать об основных дисциплинах, которые составляют ядро нейронаук (физика, химия, биология, психология и социология).

Динамический ряд в физике состоит из следующих агрегатных состояний: поле – плазма – газ – жидкость – твёрдое тело. Динамический ряд в химии представлен следующими уровнями: кварк - ион (заряженная частица) – химический элемент(атом) – радикал – молекула (соединение) – сложные молекулярные соединение (макромолекула).

Динамический ряд в биологии состоит из: вирус – плазмоиды – одноклеточные – беспозвоночные – рыбы – земноводные – пресмыкающиеся – птицы – млекопитающие. Динамический ряд в психологии представлен также уровнями отражения действительности: раздражимость – рефлекс – инстинкт – сознание – личность – индивидуальность.

В социологии динамический ряд представлен следующими уровнями общественно-экономического развития: дикая природа – первобытный строй – рабовладельческий строй – феодальный строй – капиталистический строй – социалистический строй – коммунистический строй. Каждый уровень динамического ряда представлен одной характеристикой, но в то же время эти состояния могут быть и неустойчивыми или переходными.

Переход в ту или иную сторону (вперёд или назад) в рамках одного динамического ряда может быть постепенным (линейная зависимость) и скачкообразным (нелинейная зависимость). Для наших рассуждений, которые касаются развития самого человека, возможно ускоренное развитие (с опережением развития на 1 – 2 позиции) и даже возврат к ранним стадиям развития (откат на 1 – 2 позиции назад).

Чаще всего возврат назад происходит в процессе заболевания или травмы. Управление этими процессами представляется очень важным для всей человеческой популяции.

На сегодняшний день всем понятно, что любая система может рождаться, формироваться, созревать и умирать. Также происходит и у человека. Одна часть развития называется генотипической, а другая фенотипической.

Границей между этими процессами у человека – это роды. Учёными доказано, что примерно около 80 % факторов составляют признаки генотипа, а 20 % - фенотип. Естественное генотипическое развитие представлено законом Геккеля-Мюллера (1866 г.). Этот закон гласит, что каждое живое существо, в том числе и человек, в своём эмбриональном развитии повторяет в известной степени формы (структуры), пройденного его предками или его видом (филогенез).

На основании обычной логики генотипическое развитие можно разделить на два направления – вперёд и назад:

Естественное генотипическое развитие
=> постепенное развитие
=> скачкообразное развитие

Возвратный (частичный) филогенез
=> постепенное развитие
=> скачкообразное развитие

К примеру, развитие лягушки включает в себя стадию головастика, который по своему строению гораздо больше похож на рыб, чем на земноводных. Зародыши всех без исключения позвоночных животных также имеют на ранних стадиях развития жаберные щели, двухкамерное сердце и другие признаки, объединяющие их с рыбами.

Этот биогенетический закон часто рассматривается как подтверждение дарвиновской теории эволюции. Например, если вид А2 возник путём эволюции из более древнего вида А1 через ряд переходных форм (A1 => => A2), то, в соответствии с классической теорией эволюции, возможен и обратный процесс, при котором вид А2 превращается в А1 — через прохождение тех же промежуточных стадий, но в обратном порядке.

Так происходило с дельфином или китом, которые являются млекопитающими. В результате изменения условий существования они сформировали другие признаки свойственные пресмыкающим (частичный откат назад). Эта биологическая инволюция и есть возвратный (частичный) филогенез.

Цена адаптации к новым условиям жизни явилось изменение конечностей до плавников и многое другое. Этот биогенетический закон нельзя понимать буквально как обратную эволюцию. Так, например, если вид А2 возник путём эволюции из вида А1, то в генетической памяти вида А2 должна сохраниться "запись" более древних генов, связанных с А1. В то же время, поскольку в генах А1 нет "записей", связанных с более поздним видом А2, то А1 не может происходить из А2.

Из биогенетического закона следует, например, что птицы или млекопитающие не могут эволюционным путём превратиться в пресмыкающихся, а затем в земноводных и рыб, ни при каком развитии событий.

Естественное фенотипическое развитие человека представлено этнопсихологическим законом, похожим на закономерность биогенетического развития. Этот закон гласит, что каждый член сообщества, в том числе и человек, в своём историческом развитии повторяет в известной степени формы (движения, поведения, речи), пройденного его народом или его родственниками (онтогенез).

Каждый этап связан с формирование умений, навыков и способностей, а также прохождением определённых экзаменов на степень зрелости (выдача документов, грамот подтверждающих окончание того или иного класса, курса или цикла обучения). Эта степень зрелости может заканчиваться инициацией (обрезание, крещение и др.), обрядами (религиозные праздники, бракосочетание и др.) или торжествами (день рождения, окончание того или иного учреждения и др.).

В рамках возрастной физиологии, возрастной психологии и возрастной лингвистики, человек развивается по определённой схеме. Его ритмы мозга (степень зрелости мозга) соответствуют определённому уровню двигательной зрелости (двигательные единицы), уровню психической зрелости (поведенческие единицы) и уровню речевой зрелости (языковые единицы).

Если, к примеру, взять динамический ряд двигательных единиц (лежит – двигает конечностями - сидит – стоит – прыгает - кувыркается – фляк – сальто) или языковых единиц (звук – слог – слово – устойчивое выражение – простое предложение – сложное предложение – текст), то прослеживается развитие основных функций.

Читать статью полностью на нашем сайте МЫШЛЯЕВ.РФ