Лечение нагрузкой (адаптация человека в процессе возвратного нейроонтогенеза)

09.04.2018

ХХI век уже оставил огромное количество книг, посвященных проблеме развития мозга и болезней повреждённого мозга. С позиции структурно-функциональной организации мозга и его трансформации можно выделить два направления: вперёд (прогресс) и назад (регресс).

Если мы говорим вперёд, то этот процесс можно сравнить со строительством многоэтажного дома, который строится поэтапно. Если этот архитектурный принцип перевести на этапность естественного нейроонтогенеза, то сначала формируется нервная трубка (хорда), потом ствол мозга с мозжечком, далее - промежуточный мозг с гипофизом, а уж только потом подкорковые образования и сама кора больших полушарий.

сли мы говорим назад, то этот процесс можно сравнить с ремонтом, реконструкцией или реставрацией того же многоэтажного дома. Всем понятно - логически сначала разбирается крыша, потом верхние этажи, а лишь затем - нижние этажи.

Этот принцип лежит в основе возвратного нейроонтогенеза и его стадий.

С философской точки зрения понятие «развитие» любой системы несёт в себе не только позитивный смысл. На самом деле, на каждом этапе естественного нейроонтогенезареализуются как «позитивные» программы развития так и «негативные» программы.

Таким образом, если стимуляция развития дозируемая, то развитие человека осуществляется правильно, а если стимулов недостаточно (депривация), то развитие человека осуществляется по неправильному сценарию.

К сожалению, «негативные» программы развития мозга могут проявляться двигательными, поведенческими и речевыми дефектами. Вопрос об изначальной несформированности основных функций у человека (недоразвитие или задержка развития) создаёт огромный политический резонанс в обществе.

При решении проблем регресса основных функций человека (движение, поведение, речь), идущих в противоположном направлении естественного развития, также может формироваться два аспекта: положительный и отрицательный.

С логической точки зрения понятие «распад основных функций при болезнях повреждённого мозга» несёт в себе как «позитивный» так и «негативный» смысл. Возвратный нейроонтогенез с негативным оттенком – это умирание человека и его мозга.

Возвратный нейроонтогенез с положительным аспектом – это восстановление (исправление) функций через поломку патологических ансамблей мозга. Больной человек и его повреждённый мозг должен вернуться в «место поломки».

Временный откат назад можно рассматривать как осознанная необходимость или вынужденная мера, так как сам дефект без его разборки не исчезнет. Как и при естественном нейроонтогенезе, при плановой структурно-функциональной перестройке нагрузка также должна быть дозируемая.

В процессе реабилитации разрушение дефекта осуществляется с помощью тренировки с последующим научением. Только при управляемой перестройке (направленная адаптация) восстановление будет идти по положительному сценарию. А если нагрузка чрезмерная (не дозируемая), то она приведёт к полному распаду всей нервной системы.

С электрофизиологической точки зрения, при распаде синапсов в мозге могут формироваться генераторы патологически усиленного возбуждения (ГПУВ), которые на сегодняшний день рассматриваются только с негативной точки зрения. Эти аспекты детально изучает общая патофизиология нервной системы (Г.Н.Крыжановский, 1997).

Решение проблемы денервации, как нарушения эфферентного звена рефлекторной дуги и деафферентации, как нарушения афферентного звена рефлекторной дуги, позволит полностью восстановить основные функции человека.

Заболевания с распадом или выпадением функций (травмы или сосудистые заболевания, эндогенные, нервно-мышечные и демиелинизирующие заболевания, речевые нарушения) приводят к инвалидности и огромным экономическим затратам.

Двигательные, психологические и лингвистические аспекты реабилитации больных с несформированными или утраченными функциями определяются принципами восстановительной медицины и коррекционной педагогикой. Используя принцип восстановительной медицины (разрушение дефекта) – в нервной системе возникает временная дизинтеграция.

Используя принцип коррекционной педагогики (сильная стимуляция развития) – в нервной системе возникает временная дизрегуляция. Все базисные типовые патологические (патогенез) и реабилитационные (саногенез) процессы прямо или опосредованно связаны друг с другом.

Поэтому влияния на один из них сказываются косвенным образом на других процессах. В этой связи считаю необходимым напомнить о классификации основных и типовых патологических процессах.

Читать статью полностью на нашем сайте МЫШЛЯЕВ.РФ