Задержка психического развития - патология беременности

Главными причинами задержек психического развития в настоящее время являются не социальные факторы, а биологические механизмы:

- патология беременности,
- ненормальные роды,
- частые болезни в первые годы жизни.

Повреждающий фактор действует на ранних этапах развития и приводит к задержке созревания тех или иных структур головного мозга.

В отличие от олигофрении при задержке психического развития доминируют явления не интеллектуальной, а эмоциональной незрелости, а интеллектуальные нарушения не имеют выраженного характера, а главное не носят необратимого характера.

В зависимости от преобладающей причины в настоящее время выделяют четыре формы задержки психического развития:

- конституционального,
- психологического,
- телесного и мозгового происхождения.

При задержке развития конституционального (наследственного) происхождения - эмоционально-волевая сфера ребёнка как бы находится на более ранней возрастной ступени развития, т. е соответствует развитию детей более младшего возраста. Характерны непосредственность и яркость эмоций, повышенный фон настроения. Эти дети чересчур подвижны, суетливы, беспечны, не могут сидеть на одном месте.

Казалось бы, ничего трагического в этом нет, однако, начав ходить в школу, такой первоклассник с трудом занимается, потому что ему хочется играть, бегать, а его заставляют заниматься скучным и требующим сосредоточения внимания делом.

Задержка психического развития психологического происхождения связана с грубо выраженными неправильными условиями воспитания.

В условиях безнадзорности (гипоопёка) может формироваться явления психической неустойчивости (отсутствие чувства ответственности, умения тормозить свои эмоции, импульсивность).

Вариант аномального развития по типу кумира семьи обусловлен, наоборот, гиперопекой. Ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативы, ответственности. При этом у ребенка наряду с малой способностью к волевому усилию, формируются черты эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.

В психотравмирующих условиях воспитания (грубость взаимоотношений в семье, наличие алкоголизма) может формироваться личность робкая и боязливая. Наблюдаемый у этих детей психический инфантилизм проявляется в несамостоятельности, отсутствии инициативы, активности, уверенности в себе.

Задержка психического развития телесного происхождения обусловлена длительными заболеваниями (хронические инфекции, аллергические состояния, врождённые пороки развития внутренних органов и т.д). Психическое развитие этих детей тормозится главным образом стойкой астенией (слабостью), резко снижающей общий и психический тонус. Для этих детей характерны: быстрая утомляемость, рассеянность внимания, сниженная память, частая смена настроения, плаксивость, раздражительность, вспыльчивость.

Читать статью полностью на нашем сайте МЫШЛЯЕВ.РФ