Умные приборы учета – как это?

Пересказываем статьи профессионалов с сайта energoatlas.ru простыми словами.

Автор исходной статьиСергей Ледовский, генеральный директор НПО КАРАТ, председатель Совета Ассоциации «Метрология энергосбережения»

Приборы учета энергоресурсов служат человеку уже более ста лет, но теперь они становятся умными. Умный прибор – часть Интернета вещей. Мы привыкли пользоваться интернетом, и это, по сути, «интернет людей». По аналогии, умные вещи, общающиеся по сети самостоятельно, без дополнительных команд от человека, составляют Интернет вещей. Это означает не только смену технологий, но и бизнес-моделей, моделей потребления, появление новых рынков.

Эволюция счетчиков

Приборы становятся более компактными, недорогими, более надежными для работы в различном диапазоне температур, в условиях высокой влажности и агрессивных сред. На вид может показаться, что они все те же, что и 10 лет назад, но на самом деле ряд компонентов уже основаны на суперконструкционных материалах, специально обработанных, которые ведут себя в эксплуатации как металл. Современный счетчик – это прибор совершенно нового качества.

Те же на вид - корпус, табло - современные счетчики совершенно другие по начинке

Он оснащен интерфейсом для связи, все чаще беспроводной радиосвязи. Тогда прибор имеет встроенные модем и антенну, они позволяют стать полноправной частью сети и отправлять данные к сервисам в любой точке мира.

Он надежен и работает долго и автономно – раз в сутки посылая данные о потреблении ресурса, может служить без смены элемента питания до 10 лет.

Важно, что умный счетчик синхронизирован с глобальной службой времени, и его показания привязаны к временным интервалам, причем одинаково с другими участниками сети. Тогда с такими данными можно производить вычисления, сводить балансы. Аналогично происходит и привязка к месту – через Федеральную информационную адресную систему (ФИАС) любой прибор получает географическую привязку. Таким образом, данные о потреблении однозначно соотносятся с объектом и интервалом времени.

Данные как продукт

Потребителю нужен не счетчик, а его показания. Мы видим цифры о потреблении на привычных нам устройствах – компьютерах, планшетах, телефонах, но до этого им предстоит пройти немалый путь, не потеряв достоверности.

Посмотрим на примере данных о потреблении тепла – они самые сложные для измерений и обработки в коммунальной энергетике. Прибор измеряет, упаковывает и передает три параметра по температуре (в подающем и обратном трубопроводе, плюс разницу между ними), три по объему расхода теплоносителя (в той же логике), два по давлению, три параметра по тепловой энергии (для открытой системы теплоснабжения), шесть периодов времени наработки.

Умный учет требует создания целой экосистемы

С прибора пакет данных передается по линиям связи на базовые станции, оттуда на серверы, обычно облачные, и обрабатывается цифровой платформой. Это целая экосистема, цель которой – обеспечить достоверность данных с метрологической точностью по всей цепочке вплоть до экрана смартфона, где мы увидим сделанный для нас отчет в форме таблицы или графика.

Новые роли на рынке

Поэтому на рынке учета коммунальных ресурсов меняются роли, появляются новые модели взаимодействия.

Так, диспетчеризация в привычном смысле умерла – нет больше посредника-диспетчера, опрашивающего приборы, они сами в заданном режиме сдают показания, обмениваются командами.

Диспетчеризация умерла

Создать систему учета невозможно самостоятельно ни одной из сторон – нужны совместные компетенции «прибористов», метрологов, телекомов, IT-специалистов. Появляются новые функции сервисной компании, оператора данных, поставщика платформы, поставщика приложений и так далее.

Прибор уже ценен не сам по себе, а как часть работающей экосистемы. Привычный механизм OEM (оригинальное производство под сторонней торговой маркой) также меняется – кроме нужного лейбла на приборе учета заказчик может получить и доступ к технологической среде и всем сервисам, не занимаясь обустройством собственной, получить целую услугу, прибор plug and play.

На всем жизненном цикле

В новых реалиях бизнес начинает строиться на установке и обслуживании приборов учета, продавая на протяжении жизненного цикла прибора и потребителям, и поставщикам энергоресурсов честную и независимую ни от какой из сторон цифру потребления.

Чтобы гарантировать прозрачность, в цифровой среде можно проследить весь жизненный цикл прибора через цифровой след – кем и когда произведен, где, когда и кем установлен, введен в эксплуатацию, поверен, проходил ремонт и т.д.

Пора думать сроками всего жизненного цикла счетчика

Для этого приборы получают ID (это может быть штрихкод, rfid-метка или иной способ идентификации) и регистрируются в специально организованной базе данных, хранящей все события. Так появляется возможность удостовериться, что прибору и его данным можно верить.

Сегодня умный счетчик – это цифровой прибор эпохи интернета вещей, который служит и работает в коммуникационных сетях, неразрывно связан с глобальной сетью и обеспечивает целый ряд сервисов пользователям. Но умный учет это не только функционал приборов, это аппаратное и телеком-обеспечение, создание целой экосистемы и цифровых платформ, пользовательских приложений. Все это дает новые возможности и удобства потребителю.

Больше статей об умном учете - в спецпроекте energoatlas.ru