Виды угроз

«Информационная безопасность» — это процесс обеспечения доступности, целостности и конфиденциальности информации.
  • Под «доступностью» понимается соответственно обеспечение доступа к информации. 
  • «Целостность» — это обеспечение достоверности и полноты информации. 
  • «Конфиденциальность» подразумевает под собой обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.

Для примера, если Вы используете виртуальный сервер, только как средство для серфинга в интернете, то из необходимых средств для обеспечения безопасности, в первую очередь будет использование средств антивирусной защиты, а так же соблюдение элементарных правил безопасности при работе в сети интернет.

Под «Угрозой» понимается потенциальная возможность тем или иным способом нарушить информационную безопасность. Попытка реализации угрозы называется «атакой», а тот, кто реализует данную попытку, называется «злоумышленником». Чаще всего угроза является следствием наличия уязвимых мест в защите информационных систем.

Угрозы информационной безопасности, которые наносят наибольший ущерб

Рассмотрим ниже классификацию видов угроз по различным критериям:

1.Угроза непосредственно информационной безопасности:

  • Доступность
  • Целостность
  • Конфиденциальность

    2. Компоненты на которые угрозы нацелены:
  • Данные
  • Программы
  • Аппаратура
  • Поддерживающая инфраструктура

    3.По способу осуществления:
  • Случайные или преднамеренные
  • Природного или техногенного характера

    4.По расположению источника угрозы бывают:
  • Внутренние
  • Внешние

Угрозы непосредственно информационной безопасности

К основным угрозам доступности можно отнести

  • Внутренний отказ информационной системы;
  • Отказ поддерживающей инфраструктуры.

Основными источниками внутренних отказов являются:

  • Нарушение (случайное или умышленное) от установленных правил эксплуатации
  • Выход системы из штатного режима эксплуатации в силу случайных или преднамеренных действий пользователей (превышение расчетного числа запросов, чрезмерный объем обрабатываемой информации и т.п.)
  • Ошибки при (пере)конфигурировании системы
  • Вредоносное программное обеспечение
  • Отказы программного и аппаратного обеспечения
  • Разрушение данных
  • Разрушение или повреждение аппаратуры

По отношению к поддерживающей инфраструктуре рекомендуется рассматривать следующие угрозы:

  • Нарушение работы (случайное или умышленное) систем связи, электропитания, водо- и/или теплоснабжения, кондиционирования;
  • Разрушение или повреждение помещений;
  • Невозможность или нежелание обслуживающего персонала и/или пользователей выполнять свои обязанности (гражданские беспорядки, аварии на транспорте, террористический акт или его угроза, забастовка и т.п.).

Основные угрозы целостности

Можно разделить на угрозы статической целостности и угрозы динамической целостности.

Так же стоит разделять на угрозы целостности служебной информации и содержательных данных. Под служебной информацией понимаются пароли для доступа, маршруты передачи данных в локальной сети и подобная информация. Чаще всего и практически во всех случаях злоумышленником осозхнанно или нет, оказывается сотрудник организации, который знаком с режимом работы и мерами защиты.

С целью нарушения статической целостности злоумышленник может:

  • Ввести неверные данные
  • Изменить данные

Угрозами динамической целостности являются, переупорядочение, кража, дублирование данных или внесение дополнительных сообщений.

Основные угрозы конфиденциальности

Конфиденциальную информацию можно разделить на предметную и служебную. Служебная информация (например, пароли пользователей) не относится к определенной предметной области, в информационной системе она играет техническую роль, но ее раскрытие особенно опасно, поскольку оно чревато получением несанкционированного доступа ко всей информации, в том числе предметной.

Даже если информация хранится в компьютере или предназначена для компьютерного использования, угрозы ее конфиденциальности могут носить некомпьютерный и вообще нетехнический характер.

К неприятным угрозам, от которых трудно защищаться, можно отнести злоупотребление полномочиями. На многих типах систем привилегированный пользователь (например системный администратор) способен прочитать любой (незашифрованный) файл, получить доступ к почте любого пользователя и т.д. Другой пример — нанесение ущерба при сервисном обслуживании. Обычно сервисный инженер получает неограниченный доступ к оборудованию и имеет возможность действовать в обход программных защитных механизмов.

Для наглядности данные виды угроз так же схематично представлены ниже на рис 1.

Рис. 1. Классификация видов угроз информационной безопасности
Для наглядности данные виды угроз так же схематично представлены ниже на рис 1. Рис. 1. Классификация видов угроз информационной безопасности

Для применения наиболее оптимальных мер по защите, необходимо провести оценку не только угроз информационной безопасности но и возможного ущерба, для этого используют характеристику приемлемости, таким образом, возможный ущерб определяется как приемлемый или неприемлемым. Для этого полезно утвердить собственные критерии допустимости ущерба в денежной или иной форме.

Каждый кто приступает к организации информационной безопасности, должен ответить на три основных вопроса:

  • Что защищать?
  • От кого защищать, какие виды угроз являются превалирующими: внешние или внутренние?
  • Как защищать, какими методами и средствами?

Принимая все выше сказанное во внимание, Вы можете наиболее полно оценить актуальность, возможность и критичность угроз. Оценив всю необходимую информацию и взвесив все «за» и «против». Вы сможете подобрать наиболее эффективные и оптимальные методы и средства защиты.