​​Малкольм Гладуэлл. «Переломный момент»

Мой любимый социолог и один из самых интересных современных журналистов Малкольм Гладуэлл написал книжку про мемы, когда это еще не было модно. В 2000 году, задолго до эпидемий медиавирусов типа #MeToo и других видов интернет-линчевания, Гладуэлл назвал социальной эпидемией то, что сейчас мы называем вирусным контентом или мемами.

​​Малкольм Гладуэлл. «Переломный момент»

Зачем же сегодня читать книгу двадцатилетней давности? Потому что это подробная биография идеи, фундаментальное обьяснение законов успеха в разных областях — от маркетинга в целом до «Улицы Сезам» в частности.

Информационные эпидемии, как отмечает автор, происходят не постепенно, а в некий переломный момент и могут иметь огромные последствия. Для начала «эпидемии», как пишет Гладуэлл, необходимо, чтобы послание и содержащиеся в нем идеи хорошо запоминались и побуждали к действию.

Чтение этой книги сильно облегчит многим понимание того, что такое эффект Барбары Стрейзанд, почему не надо за большие деньги удалять из интернета негативные статьи о себе, а также почему нельзя платить за блоки в Незыгаре и откуда берётся моральная паника типа «синих китов».

Любая социальная эпидемия происходит в «переломный момент», с которого начинается волна, охватывающая всё общество — волна роста или, наоборот, спада преступности, популярности той или иной марки одежды, автомобилей, обуви, роста самоубийств и тд. В основе любой социальной эпидемии, согласно теории автора, лежат три фактора: закон малого числа, фактор прилипчивости и сила обстоятельств. Гладуэлл пишет: «...Лучший способ понять то, как возникают направления моды; как происходят приливы и отливы волны преступности; или, в этом же ключе, как неизвестные книги превращаются в бестселлеры; как распространяется среди подростков пристрастие к курению; как возникнет феномен молвы или же любые другие необъяснимые явления, характерные для сегодняшней повседневной жизни, — это относиться к этому, как к эпидемиям. Идеи, товары, информация и типы поведения распространяются точно так же, как вирусы».

Очень полезно такое чтение и для тех, кто хочет запустить продажу своего продукта или исправить репутацию. Минус на плюс поменять очень легко, если научиться целенаправленно управлять социальными эпидемиями. Для переломного момента иногда достаточно незначительной мелочи или, наоборот, сперва стоит накопить критическую массу, чтобы изменить ситуацию. Иногда репутацию надо уничтожить под ноль, чтобы на ее руинах построить совершенно новую и желаемую (что успешно было проделано Невзоровым и Ксенией Собчак).

Эта книга в первую очередь о том, как сделать любое информационное усилие направленным.

Прочитав «Переломный момент», вы сможете по-новому взглянуть на то, что вы делаете, понять сильные и слабые стороны своего продукта (если вы, конечно, производите что-то помимо публикации фоточек в Инстаграме), а заодно и выяснить, как стать более востребованным как минимум в профессиональном плане.