Непобедимое Солнце. Виктор Пелевин

129 full reads

Непобедимое Солнце. Виктор Пелевин

Написание рецензий на книги Виктора Пелевина уже давно превратилось в отдельный и самостоятельный, едва ли не национальный вид спорта. На протяжении многих лет в начале осени примерно одни и те же люди собираются в круг, чтобы совершить свой обряд — поругать или похвалить автора за новое произведение.

Непобедимое Солнце. Виктор Пелевин

Правда последние годы процесс этот происходил скорее инертно. Не удивлюсь, если в конце окажется, что именно эти люди и являются настоящим коллективным автором, скрывающимся за псевдонимом ПВО. А ежегодный контракт с издательством нужен им был исключительно для того, чтобы иметь точку отсчёта, от которой подсчитывались потери и пополнялись ряды. Возможно, пару книг тому назад нам даже удалось краем глаза увидеть раскол в этом Тайном Обществе, когда от имени автора профессия литературного критика заслужила не самые лесные комплименты. Но сейчас — не о литературных неграх, а о литературном солнце, которое освещает пещеру их бытия. Или небытия. Кому как больше нравится.

Тридцатилетняя девушка Саша любит танцевать. В частности, в роли запасной бабочки во втором акте балета «Кот Шредингера и бабочка Чжуан-Цзы в зарослях Травы Забвения». Но как и любому уважающему себя в этом возрасте человеку, Саше этого мало. Ей хочется поправить свою «культурно-духовную бижутерию», чтобы прийти в гармонию с миром, то есть с самой собой. Её охоту на бусы Пелевин оборачивает в форму то ли классической русской сказки, то ли классического романа-путешествия, где на пути у главной героини встречаются и волшебные вороны, и корпоративные анархисты, и бытовые мистики, и видение Шивы на священном холме Аруначала, и песчаные пляжи, и собор Святой Софии, ещё не успевший превратиться обратно в мечеть. Как называет её автор: «Пузырь античной пустоты, пойманный кладкой».

Как выяснится позднее, античную пустоту Саше придётся заполнить ещё не раз, причём очень красивым образом — исполнить в танце отведённую ей судьбой роль той самой бабочки. В декорациях Древнего Рима. Римской империи, её культам и отдельным её императорам из начала III века н.э. отводится особое место в романе. Именно они выступают той силой, которые двигают повествование и заодно нас с Сашей по нему. Куда именно — уточнять не буду, купите книгу и сами всё узнайте, а то совсем неинтересно будет.

В «Непобедимом Солнце» есть всё, за что мы любим или не любим Виктора Олеговича. И поп-буддизм, на этот раз заменённый поп-гностицизмом. И не самый толерантный юмор, как ответная реакция на доминирование леволиберальной повестки масскульта. С той лишь разницей, что на этот раз фокус внимания был смещён автором с настоящего и будущего на прошлое. И если вы любите ПВО за едкие комментарии к повседневности, то предупрежу сразу — в «Солнце» их будет по минимуму. Но свой обязательный норматив на критику БЛМ, феминизма, корпоративной культуры и трансгуманизма ПВО выполнил всё равно.

Жизнь по Пелевину — это непосильный труд, навязанный богами небытию. И именно через нас, наши эмоции и переживания, боги, как наивные дети, проживают уже свои жизни. Не имея при этом понятия о добре и зле, плохом и хорошем. Это просто способ их существования, их дыхание, если хотите.

Пелевин в своём, как мне кажется, резюмирующем последние 15 лет творчества, романе приходит к простому выводу — а чем мы их хуже? Ну, этих самых богов. Человеческая жизнь по нему — это танец запасной бабочки из Того Самого балета. И именно в нём заключается античная пустота Софии, то есть мудрость веков, а заодно и всего мира.

Но самая главная мысль, на мой взгляд, которую постулирует автор — эта жизнь, наш мир стоит того, чтобы его танцевать. «Плохо это или хорошо». Для Пелевина это что-то абсолютно новое.

Главная мистификация современной русской культуры наконец наделила человека самой настоящей субъектностью. И не просто человека, а женщину.

Не знаю, кто разговаривает с нами с той стороны книги, но этот кто-то (или что-то) явно нас любит. И от одной этой мысли всяко спокойнее на душе. А что ещё нужно для счастья?

Как раньше писали в ЖЖ, в колонках играет: