Как превратить катастрофу в успех

Так уж устроена человеческая душа: она жаждет тихой гавани, отсутствия проблем, бесконечных земных благ. Однако на жизненном пути нередко встречаются невзгоды, иногда бедствия и несчастья преследуют раба до такой степени, что кажется Ас-салям (Дающий мир и безопасность своим созданиям), Аль-Му`мин (Дающий надежность и безопасность своим верным рабам) отказывает нам в любви. Во внутреннем мире слышится шепот Сатаны, проклятый пытается ввергнуть человека в отчаяние, сокрушить надежды на милость Аллаха. Сценарий, подготовленный Дьяволом прост и однотипен: подтолкнуть отчаявшегося к богопротивным действиям, к грехопадению, вплоть до самоубийства. Сын Адама, невооруженный необходимыми знаниями, очень легко поддается заблуждению, статистика суицидов в современном обществе зашкаливает, в мире преобладает стрессовое состояние. Всевышний же предостерегает своих рабов (смысл): «...и не будь же из числа отчаявшихся» (Коран 15:55). Прекрасен ответ пророка Ибрагима на этот призыв (смысл): «А кто (еще) отчаивается в милости Господа своего, кроме (лишь) заблудших?» (15:56). Иногда человек своим жизненным опытом удостаивается верным ответом: в трудностях жизни заключен благой смысл. Такой вывод делают мудрые и сильные личности. Перипетии судьбы они воспринимают как призыв к новым свершениям, к более обдуманным действиям. Любое осложнение дел для них — это вызов, сигнализирующий о новых возможностях. К вершинам мирских целей достигают именно такие люди, ибо понимают: успокаивающий попутный ветер — не помощник в подъеме на высоты, зона комфорта препятствует к вдохновенным изобретениям. Плодотворный творческий труд — это следствие критических периодов жизни, кризисные явления очень часто приводят к воодушевленным открытиям. Марк Твен, один из ярких и плодотворных писателей девятнадцатого века, дает вот такой совет читателям: «Лет через 20 вы больше будете жалеть о том, что вы не сделали, чем о том, что сделали. Поэтому поднимайте якоря и уплывайте из тихой гавани. Ловите попутный ветер в свои паруса. Пользуйтесь. Мечтайте. Делайте открытия». Умудренные жизненным опытом японцы — народ достигший заоблачных высот в мирском успехе, говорят: "Если в твоей жизни не случалось никакого кризиса, который трудно пережить - тебе следует купить эти переживания за большие деньги". Понимание того, что в сложных ситуациях наживается опыт, рождается житейская мудрость, закаляется воля присуще многим знаменитостям, ибо рост личности, гибкость ума, благородство души — следствия успешно пережитых жизненных драм. «Превратите свои раны в мудрость», — говорит знаменитая телеведущая и успешный медиамагнат Опра Уинфри. «Всегда старайтесь превратить любую катастрофу в новую возможность» — это принцип жизни Джона Рокфеллера, первого долларового миллиардера в истории человечества. Все же не всякому человеку свойственно видеть в неудачах зародыш будущего процветания. Только личности, которые не теряют созидательную перспективу ни на миг, которые сохраняют поставленные цели несмотря ни на что, достигают вершин.

В душах, избалованных покоем и уютом, привыкших жить в длительное время в зоне комфорта глубоко пускают корни беспечность и безразличие, долгий застой порождает легкомысленное и несерьезное отношение к жизни. Именно таким любимцам фортуны свойственно драматизировать события, преувеличивать мелкие неудачи, баловень судьбы не умеет противостоять бурям и натискам, апатичность и лень души порождают негативный настрой. Нельзя позволять негативу победить тебя, так как нервозность и лихорадочность оборачиваются серьезным провалом. Провалить испытания, созданные Всевышним — самое худшее для раба. Душа должна быть всегда на чеку, всегда помнить о вечной цели, дабы уберечься от наущении сатаны и не впадать в самодовольство. Пройти испытание благополучием так же сложно (может быть даже иногда сложнее), как и выдержать испытание несчастьями и трудностями. Всеблагой Аллах назидает своих рабов (смысл): «...И может быть, вам не нравится что-нибудь, а оно (в действительности) для вас благо, и может быть, вы любите что-нибудь (от чего вы получаете короткое удовлетворение и наслаждение), а оно для вас зло, – поистине, (только один) Аллах знает (что является для вас благом), а вы не знаете!» (2:216), "может быть, что-либо вам и нелюбимо, а Аллах устроил в этом великое благо» (4:19). То что любит человеческая натура нередко развращает душу, губительно сказывается на судьбе. И потому в застойные периоды жизни мы должны быть особенно внимательны к своей душе. Очень примечателен совет Николая Заболоцкого, классика советской поэзии по этому поводу:

Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!

Лень, которая очень легко проникает в сердца, становится причиной уменьшения удела, раб Всевышнего наказывается за этот проступок отсутствием пропитания. Властелин миров каждому дает множество шансов для достижения благих результатов, но из-за оставления причин, которые он способен делать, человек наказывается бедностью. Выразительно и образно говорит об этом изобретатель и предприниматель Томас Эдисон: «Большинство людей зевают и упускают свой шанс, поскольку он одет в рабочий комбинезон и выглядит как самый настоящий труд». Полушутливое изречение Билла Гейтса — гения современности о том же: «Между задницей и диваном доллар никогда не пролетит». Для мусульманина же эти максимы имеют более глубинный смысл, горизонты нашего понимания успеха гораздо шире. Раз для достижения преходящих удовольствий бренной жизни нужны большие усилия, как же достичь благ «обители постоянства»— вечной жизни без праведных деяний, без искреннего поклонения?! Невзгоды этого мира, бедствия, которые очень любят посещать праведников, для нас — это признак милости Аллаха, это способ зарабатывания вечного богатства, благо, доступное только верующим. Любая ситуация — она беспроигрышна, это — авантаж, выгода. Вспомним напоминание нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Как удивительно положение верующего! Поистине, все в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». В этом контексте жизнь мусульманина — это великий шанс к достижению великого успеха — довольства Всевышнего, переломные моменты земного бытия — необходимые и обязательные условия в достижении милости Аллаха, любые повороты судьбы сообщают о великой радости, они по-настоящему прибыльны. Давайте еще раз обратим сердца к наставлению Владыки (смысл): «Но неужели вы (о, Пророк, сподвижники, и кто будет после них) полагали, что войдете в Рай, когда к вам еще не пришло подобное тому, что пришло к (людям) прошедшим до вас? Их коснулась [постигла] нужда [крайняя бедность] и беда [болезнь], и они были потрясены (страхом, беспокойством, большой смутой, сомнениями и страстями), так что посланник (который был с ними) и те, которые уверовали с ним, говорили: «Когда же (придет) помощь Аллаха? [Скорее бы пришла!]» О, да! Поистине, помощь Аллаха близка!» (2:214).

Рецепт успешного преодоления преград в пути и потрясений жизни прост и ясен: это довольство тем, что предопределил Аллах. На это указывают многие аяты Корана и достоверные хадисы от Пророка (мир ему и благословение Аллаха). От Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед, и поистине, если Аллах любит какой-либо народ, то посылает на них испытания (беды). И тот, кто проявляет довольство (перед испытанием), тому тоже довольство Аллаха. Тот же, кто гневается, тому – гнев Аллаха». Испытаниями Всевышний открывает двери двух возможностей: быть довольным и обретать величие, заслужить великую прибыль или обрекать себя на унижение — подвергать душу к постоянным стрессам и депрессиям, и вдобавок, что самое ужасное, — потерять милость Милостивого в вечной жизни. Слова Посланника Аллаха разъясняют нам то, что в испытаниях тяготами заключен великий и благой смысл: «Когда Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение, которого он не может достигнуть своими делами, Аллах испытывает его чем-либо в его теле, или же в его ребенке, или в его имуществе. После чего дарует ему терпение до тех пор, пока он не достигнет того высокого положения, которое ему предопределил Аллах, Свят Он и Велик».

Естественно, человеческая душа желает как можно быстрее оставлять позади суровые дни, даже праведникам не чуждо наслаждение благами земной жизни. И это не предосудительно. Повторим еще раз слова божьего Посланника (мир ему и благословение Аллаха): «...Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом». Абу Бакр, наилучший человек в этой общине после пророка (мир ему и благословение Аллаха), говорил: “Для меня предпочтительней быть в благополучии и благодарить за это Аллаха, чем быть подвергнутым испытаниям и терпеть”.

Верующему легче преодолеть трудности жизни и добиться благих успехов, ибо Сам Милостивый указывает правильный путь, под верным руководством Господа миров можно пройти через любой лабиринт невзгод, через вереницу бед, ведь череда любых трудностей остается позади только по воле Всевышнего Творца (смысл): «И если Аллах коснется тебя (о, человек) вредом [бедой, бедностью, болезнью,...], то нет избавителя от этого, кроме Него. А если Он коснется тебя благом [богатством, здоровьем,...], то ведь (только) Он над всякой вещью мощен [никто не сможет лишить тебя этого]!» (6:17). Создавая трудности Великий Покровитель сам же указывает на пути выхода из создавшегося положения (смысл): «О те, которые уверовали! Остерегайтесь (гнева) Аллаха [выполняйте Его повеления и отстраняйтесь от Его запретов] и говорите (во всех случаях) слово прямое [то, что соответствует истине]. (И тогда) Он устроит вам ваши дела и простит вам ваши грехи. И кто повинуется Аллаху и Его посланнику, (тот) достигнет великого успеха (и в этом мире и в Вечной жизни)» (33:70-71). Это серьезное предупреждение и наставление тем, кто желает приобрести мирские блага путем обмана, лжи и вероломства. Или же (смысл): «Просите помощи у Аллаха и терпите. Воистину, земля принадлежит Аллаху. Он дарует ее в наследие тому из Своих рабов, кому пожелает, и благой конец уготован богобоязненным» ( 7:128), «...поистине, кто остерегается (совершения грехов) и проявляет терпение (во время беды)... то ведь Аллах не губит награды добродеющих [у Аллаха сохраняется награда за благие дела, и Он воздает за них лучшим]!» (12:90)

Терпение во имя довольства Всевышнего — единственный безальтернативный метод успешного решения проблем этой и вечной жизни. Великие умы человечества были хорошо осведомлены об этом способе преодоления преград. Фрэнсис Бэкон отзывался о нем так: «Счастье продает нетерпеливым людям множество таких вещей, которые даром отдает терпеливым». Примечательны слова и Навои: «Имеющие терпение способны создавать шелк из листьев и мед из розовых лепестков». Слова же Всевышнего драгоценнее и лучше (смысл): «...Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью и безо всякого счета» (39:10)