Чем чревато занятие музыкой

06.04.2018

Известный пианист из Нью-Йорка Гари Графман большую часть своей жизни занимался совершенствованием техники игры на фортепиано. Но сотни тысяч часов занятий принесли не только успех. Бесконечное повторение одних и тех же движений привело к болезненным изменениям в правой руке. Хотя такие повреждения только сейчас начали пристально изучать, ранее наблюдатели отмечали, что примерно три четверти профессиональных музыкантов страдает от заболеваний, связанных с работой. Более того, поскольку музыканты пытаются компенсировать появившиеся недостатки в игре еще более усиленными занятиями, они лишь усугубляют положение. По-видимому, тело человека не приспособлено для бесчисленных повторений и неудобных поз, чем злоупотребляют музыканты.

Больше всего страдают исполнители, играющие на струнных инструментах, особенно скрипачи. Малейшая ошибка в работе пальцев и смычка может заставить ноту звучать в другой тональности или оборвет ее, поэтому они должны очень точно держать инструмент. Постоянное напряжение вызывает боль в верхней части туловища, пальцах, руках и шее. Женщины с длинной шеей и опущенными плечами — типичное изображение скрипача — особенно часто подвержены этим болям.

Но среди музыкантов не только скрипачи и пианисты склонны к профессиональным заболеваниям. Исполнители духовой музыки, особенно те, кто играет на гобое и трубе, страдают от болезней горла и недостатка кислорода; напряженное положение, необходимое для игры на флейте, может ограничивать вращательные движения плечевого сустава.

Во многих случаях терапия бессильна уничтожить то, что сделала музыка, и лучший выход — отдых без занятий. Иногда можно внести какие-то изменения, чтобы избавиться от вреда или уменьшить его. Например, некоторые скрипачи кладут на плечо подушечку, чтобы уменьшить давление.

К несчастью, факт остается фактом: многие музыканты не обращаются за помощью, а находят свой путь примирения с приобретенным расстройством. Гари Графман теперь исполняет фортепианную музыку только левой рукой.