Интеллект - слуга или хозяин?

08.04.2018

Я много времени думал над темой противоборствующих начал: правого и левого мозга, как образах двух различных типов мышления, и вообще сил.

Как известно, логико–аналитическое мышление приписывается левому полушарию. Пусть эта связь и образная, то есть используется для удобства обозначения. Правое полушарие – это творческое полушарие, образно–мыслящее. Так вот, в психологии правому полушарию соответствует понятие ребёнка, а левому– родителя. Эти две роли знакомы каждому. Если кто ещё не в курсе, напомню, что родитель – это персонаж, который несёт в себе инструкции, указания, предписания, все те знания системы, которые он получил по наследству и приобрёл за свою жизнь. Ребёнок, в свою очередь – это персонаж, противоположный по характеристикам во всех смыслах родителю.

Ребёнок, к примеру, мыслит образами, а не речью, использует простейшую логику ассоциативных связей. Родитель, в свою очередь, мыслит логическими конструкциями, через символьную систему (речь) и оперирует абстрактными данными.

А теперь о практической стороне дела. Сначала у ребёнка после рождения нет ещё в памяти символьной системы, или другими словами он ещё не выучил речь, и поэтому не способен мыслить логически, через абстракции. По мере взросления, его учат не только через прямой опыт (правое полушарие), но и через язык (левое). Таким образом с возрастом доля левого полушария увеличивается. И ребёнок всё больше становится родителем, если можно так выразиться. И может так случиться, что родитель станет главным в этом дуальном мире. Другими словами, левое абстрактное полушарие будет управлять организмом. В этом случае человек превращается в «винтика системы», то есть в того, что ставит общественно–социальные цели выше своих потребностей и желаний. Таких людей называют системными, идеалистами. Это самые страшные люди, по той причине, что они больше похожи на роботов, чем на живых людей. Они, если им скажут, пойдут убивать, или если их хорошо запрограммировать через речь и убеждения, смогут принять к исполнению любую программу. Поэтому эти люди могут стать безжалостными машинами для убийства, например.

Так вот, здесь возникает важный философский вопрос. Насколько это правильно, когда родитель становится главным в системе? А ребёнок становится полностью порабощённым? Если говорить о самочувствии таких людей, они действительно могут сказать, что они не живут, а скорее существуют, ведь постоянно игнорировать желания и потребности ребёнка означает полностью уничтожить и вычеркнуть все эмоции, как плохие, так и хорошие из арсенала переживаний организма.

Это будет означать, что человек не живёт, ведь для многих из нас «жить» – это как раз таки чувство жизни. Чувство прекрасного, эмоции. Это не столько интеллектуальное мышление, сколько проживание.

А теперь обратимся к известному фильму Джеймса Кэмерона Терминатор 2, в котором как раз показана правильная связка Родитель – Ребёнок. Если провести аналогию, то персонаж Арнольда Шварценеггера был образным выражением Родителя, или Левого полушария. А Джон Коннор – это ребёнок, или правое полушарие. Так вот в этой связке как было дело? Терминатор, то есть родитель, был на службе у Джона, и полностью ему подчинялся. Можете вспомнить кадры, где Джон только что узнав это, проверяет насколько эта металлическая махина, да и машина, слушается его команды.

У Джеймса Кэмерона вообще через многие фильмы проходит этот глубочайший конфликт – левое и правое, техногенное и живое. И обычно Джемс проявляет себя как истинный гуманист, даруя власть и победу именно жизни над мёртвыми машинами. Другими словами, правое полушарие (ребёнок) управляет левым (родитель). На мой взгляд, это разумный и правильный подход, так как жизнь создала интеллект для защиты и развития, а не наоборот. Мы все стремимся к счастью и наслаждению, а это вещи именно чувственные, это наш внутренний ребёнок, правое полушарие. Поэтому сейчас, когда мы сталкиваемся с проблемой искусственного интеллекта, очень важно осознать этот момент. Те люди, которые создают ИИ должны быть сами правополушарными или контролироваться таковыми, чтобы их детища переняли эти отношения и создавали не бездушную машину для познания и убийств, а слугу и помощника человека для счастливой жизни. Если конечно такое возможно, ведь, если вспомнить концовку фильма, воплощение интеллекта (в виде Терминатора) в конченом счёте выполнив миссию уничтожается. Ведь не зря, ведь не зря…

Подключайтесь и читайте больше в ВК

Подписывайтесь и смотрите видео по самопознанию на канале