Дизайн без дизайнеров? Такое возможно?

14 January 2019

Пока предметные дизайнеры в России бьются за то, чтобы наладить выпуск своих разработок в промышленном масштабе или хотя бы малым тиражом, в Касабланке (Марокко) проводят выставку анонимного дизайна. На выставке собраны сидения, сделанные жителями города для своих повседневных занятий. Кресла, которые сторож дядя Ваня или соседка тетя Валя соорудили из подручных материалов для своего гаража или завалинки, тоже могли бы подойти, вы не находите?

Когда архитектор Бернард Рудофски впервые представил миру свою подборку примеров архитектуры без архитекторов на Нью-Йоркской выставке 1964 года, его главной попыткой было раскрыть красоту явления, названного им «беспородной архитектурой». Он утверждал, что «эта архитектура долгое время отвергалась как случайная, но сегодня мы должны признать ее результатом редкого здравого смысла при решении практических задач». Побочной целью Рудофски в продвижении «анонимного» дизайна было стремление отдать должное людям, стоящим за ним, – их способности к самостоятельному строительству и творческому присвоению среды и материалов.

Адаптация – это биологический процесс, описанный Дарвином в его теории эволюции. Творческий, хотя и неосознаваемый процесс модификации организмов является одним из законов природы, нужных, чтобы адаптироваться в соответствии со средой обитания. «Дизайн без дизайнеров» – это тоже адаптация к среде и создание места, подходящего для определенных нужд.

Эти предметы и истории, созданные на грани интимности и повседневности, были собраны студией d-o-t-s во время их художественных гастролей, организованных марокканской ассоциацией l'Atelier de l'Observatoire. Каждый предмет и все они вместе рассказывают о неоднозначной взаимосвязи людей с городом, где они родились или куда переехали в поисках лучшей жизни.

Именно этот эмоциональный посыл стал вдохновением для воркшопа, проведенного студией d-o-t-s в Высшей школе изящных искусств (the Ecole Supérieure des Beaux-Arts) в Касабланке. Девять студентов-дизайнеров разработали «идеальный» стул для г-на Абдельхади, сторожа и мойщика автомобилей, с которым студия d-o-t-s постоянно сталкивалась во время своего исследования. Четыре полученных в результате стула, расположенные по углам комнаты, ведут творческий диалог с сидениями импровизированных дизайнеров.

Дополнительный пласт в выставочное повествование внесла марокканская художница Рита Алауи: она предложила критически переосмыслить взгляд на охранников и автомобильных сторожей в марокканском общественном пространстве и показала эту идею в своем фотопроекте The eyes watching you («Глаза, наблюдающие за тобой»), где представила эти стулья как символы наблюдения и контроля.