Мысли великих людей о музыке: Пифагор

Первые научные принципы музыкальной эстетики были заложены Пифагором и его последователями. До Пифагора эстетика базировалась на основе мифологии, то есть на фантастическом представлении о природе и обществе. С Пифагора начинается история научной эстетики, опирающейся на законы естественно-научного познания. Пифагорейцы считали, что в основе всех вещей лежит число. Этим самым была высказана догадка о закономерности природы и мира в целом.

Пифагор на фреске Рафаэля (1509 г.)

До нас не дошли достоверные сведения о Пифагоре и его школе. Большинство сведений о пифагорействе содержится в поздних источниках и часто носит полулегендарный, полумифалогический характер. Пифагорейское учение о музыке излагается в трактате "О пифагорейской жизни" философа Ямвлиха IV века н.э., о нём сообщают в своих музыкальных трактатах Плутарх, Квинтилиан, Марциан Капелла, а также математик Теон из Смирны, историк Страбон и другие.

Время жизни Пифагора обычно относят к VI веку до н.э. Ему приписывается открытие математических отношений, лежащих в основе музыкальных интервалов. Его последователи - Гиппас, Филолай, Архит из Тарена разрабатывали, наряду с этим, вопросы музыкальной акустики.

В трактате "О пифагорейской жизни" Ямвлих выдвигает на первый план учение Пифагора о музыкальном катарсисе, о нравственном и практически-медицинском значении музыки. Об этом Ямвлих говорит наиболее подробно. По его словам, Пифагор "установил в качестве первого - воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходитт врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей... Он ещё полагал, что музыка многому способствует в смысле здоровья, если кто пользуется ею надлежащим образом. И, действительно, у него было обыкновение пользоваться подобным очищением не мимоходом. Этим наименованием он, очевидно, и называл музыкальное врачевание, существовали те или иные мелодии, созданные против страстей души, против уныния и внутренних язв. Другие в свою очередь - против раздражения, против гнева, против всякой душевной перемены. Ещё иной род песнетворчества был найден против вожделений".

МЫСЛИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ: Пифагор

Ямвлих иллюстрирует пифагорейскую концепцию музыкального катарсиса знаменитой историей о некоем разбушевавшемся юноше, которого Пифагору удалось утихомирить, сменив фригийский лад на размеренный дорийский. Этой истории суждено было в течение более, чем десяти веков странствовать по страницам музыкальных трактатов Западной Европы. Идея музыкального катарсиса - постоянный мотив всех античных авторов, излагающих пифагорейское учение о музыке.

Бюст Пифагора в Капитолийском музее в Риме

Другая характерная для пифагорейской музыкальной эстетики особенность - убеждение в космическом значении музыки, которое содержится в учении о гармонии сфер. Согласно представлениям пифагорейцев, движение небесных тел создаёт прекрасную музыку. Весь космос представляет гармонически устроенное и музыкально звучащее тело. В одном из источников это учение излагается следующим образом: "Когда же несутся солнце, луна и ещё столь великое множество таких огромных светил со столь великою быстротою, невозможно, чтобы не возникал некоторый необыкновенный по силе звук. Предположив это и приняв, что скорости движения их, зависящие от расстояний, имеют отношения созвучий, они говорят, что от кругового движения светил возникает гармонический звук. А так как казалось странным, что мы не слышим этого звука, то в объяснении этого они говорят, что причиной этого является то, что тотчас по рождении имеется этот звук, так что он вовсе не отличается от противоположной ему тишины... Таким образом, подобно тому, как медникам, вследствие привычки, кажется, что нет никакого различия между тишиной и стуком при работе их, так и со всеми людьми бывает то же самое при восприятии гармонии сфер".

Фёдор Бронников. Гимн пифагорейцев солнцу

Пифагорейскому пониманию гармонии свойственны элементы диалектики: "Гармония вообще возникает из противоположностей. Ибо "гармония есть соединение разнообразной смеси и согласие разногласного".

При характеристике музыкальной эстетики пифагорейцев нельзя пройти мимо их открытий в области музыкальной акустики и теории звука. Именно пифагорейцам принадлежит идея о связи высоты тона с быстротой движения и частотой колебаний. Об этом мы читаем у Архита в его трактате "Гармоника": "...из звуков, которые нами ощущаются, те кажутся высокими, которые получаются от ударов с быстротой и силой, а те, которые идут медленно и слабо, кажутся нам низкими..." Так Архит закладывает основы музыкальной акустики. Архит связывает качество музыкального звука, его высоту или низкость, - именно с движением, причем, это движение он понимает не механически, как результат столкновения различных тел, но как удар этих тел по воздуху и как движение самого ударяемого воздуха. Тем самым он создаёт динамическую картину движения звука.

Архиту принадлежит также учение о гармонической пропорции, которое он применил к характеристике музыкальных тонов и измерению интервалов. По его заключению, октава делится не арифметически - на два равных интервала, а гармонически - на два неравных, на кварту 3/4 и квинту 3/2. Пытаясь определить числовую величину интервала, Архит приходил к учению о трёх типах пропорции - арифметической, геометрической и гармонической. Таким образом, пифагорейцы заложили эмпирические основы музыкальной акустики и впервые сформулировали некоторые понятия и принципы музыкальной теории.

Лит.: Шестаков В.П. История музыкальной эстетики