Психология времени только про время?! Психологическая темпометрия

09.04.2018

Вопросы жизненного пути человека стали интересовать в начале ХХ века зарубежных исследователей, таких как Ш.Б. Бюллер, П. Фрес. И уже к концу столетия изучение категории психологического времени достигло интенсивного развития, эти вопросы были подняты и в отечественной науке. Стоит отметить С.Л. Рубинштейна и Б.Г Ананьева, которые создали в отечественной школе психологии основу для рассмотрения переживания времени и освятили базовые принципы исследования личности в процессе жизнедеятельности[1].

Одним из центральных направлений в теоретических и эмпирических исследованиях в области психологического времени в первые десятилетия прошлого столетия был вопрос определения факторов, которые воздействуют на восприятие и длительность коротких интервалов (П. Фрес). В настоящее время исследования в этом направлении продолжаются, разрабатываются методы, позволяющие оказывать воздействие на течение субъективного времени в гипнотическом состоянии, при использовании лекарственных средств, а также при использовании часовых механизмов с замедленным или ускоренных ходом[2].

Исследования, связанные с определением точности временных суждений и их соответствия объективной хронологии, в данной области психологии являются одними из самых продуктивных, в рамках которых было установлено значительное количество фактов.

Если рассматривать временную перспективу, которая включает психологическое настоящее, будущее и прошлое, то приоритетным в последние годы является исследование будущего, или будущей временной перспективы. Стоит отметить, что теоретические и эмпирические исследования рассматривают составляющие временной перспективы, не акцентируя внимания на механизмах взаимосвязи в психологическом времени[3].

А.И. Мелёхин указывает на обширность направлений исследований в области времени в различных отраслях психологии (возрастной, когнитивной, социальной, клинической), что определяется прежде всего сложностью категории, которую в свою очередь можно разделить ещё на несколько подкатегорий. При этом лидирующими по количеству исследований как зарубежными, так и отечественными психологами являются работы, рассматривающие психофизиологический аспект времени, а именно его восприятие в норме и патологии[4].

Несмотря на то, что количество исследований времени с каждым годом увеличивается, до сих пор нет методологической базы для исследования этой категории. В настоящее время существуют лаборатории, посвященные экспериментальным исследованиям времени, что отражает интерес и актуальность данной темы, так как ранее эта проблема разрабатывалась преимущественно с философской точки зрения.

А.С. Дерябина на основе анализа работ отечественных психологов в области изучения времени (К.А. Абульхановой-Славской, Ю.М. Стрелкова, В.И. Ковалева, А.А. Кроника и Е.И. Головахи) определила несколько направлений исследований проблемы времени, соотносящихся с основными уровнями его изучения.[5]

Во-первых, это психофизическое направление, посвященное поиску механизмов отражения характеристик объективного времени, то есть одновременности, последовательности, длительности. В рамках этого направления занимались С.Л. Рубинштейн, П. Фрес, Б.И. Цуканов, которые определили переменные, оказывающие влияние на точность восприятия времени: специфические характеристики стимулов и особенности их предъявления, зависимость восприятия времени от возрастных особенностей, зависимость точности временной перцепции от эмоционального состояния, взаимосвязь между восприятием, переживанием времени и измененными состояниями, влияние когнитивных процессов и мотивационных факторов на восприятие времени.

Во-вторых, психофизиологическое направление, которое охватывает исследования психофизиологических механизмов восприятия времени, влияние разноуровневых биологических ритмов и закономерностей организации биологического времени на динамику психических процессов.

В-третьих, социально-психологическое направление, рассматривающее особенности отражения личностью «социального» времени в зависимости от культурно-исторических условий и принадлежности к общностям.

В-четвертых, личностное или психологическое направление, которое освещает временную организацию индивидуального жизненного пути, структуру психологического времени личности[6]. Конструкт «психологическое время» рассматривается именно на этом уровне.

С.В. Тихомирова отмечает, что в настоящее время наблюдается сдвиг исследований с психофизиологического уровня в сторону исследований субъективного времени и предлагает к употреблению новый термин – «психологическая темпометрия» как «психическая активность человека особого рода по переживанию, ощущению и определению себя во временных отношениях к миру». В широком смысле он означает «ориентацию человека во временных отношениях с миром на всех уровнях психического отражения», в узком смысле, – «оперирование соотношениями временных векторов субъекта»[7].

Несмотря на то, что накоплено значительное количество эмпирического материала как отечественными, так и зарубежными исследователями, в современной психологии существуют пока только попытки обобщить многочисленные факты, обнаруженные в предшествующих исследованиях.

От теории к практики! Выйдите за рамки шаблонов, внесите в свою жизнь яркие краски, начните творить! А о том, как это сделать, вы можете узнать на моем канале "Решилась, творю!", который посвящен тонкой душе творческого человека, и даст ответы на вопросы: "Как найти вдохновение, справится с прокрастинацией и побороть внутреннего критика".

[1] Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. – C. 16.

[2] Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. – Киев: Наукова думка, 1984. – 209 с.

[3] Белановская, О.В. Будущее во временной перспективе у студентов // Вестник МГЛУ. Серия 2. Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. – 2013. – № 2 (24). – С. 32-41.

[4] Мелёхин А.И. Исследования времени в отечественной психологии: наследие и перспективы [Электронный ресурс] // Институт исследований природы времени. 3 февраля. – Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/melehin_issledovaniya_vremeni.html

[5] Дерябина, А.С. Теоретический анализ проблемы времени в психологии // Молодой ученый. – 2010. – №12, Т.2. – С. 73-76.

[6] Дерябина, А.С. Теоретический анализ проблемы времени в психологии // Молодой ученый. – 2010. – №12, Т.2. – С. 73-76.

[7] Тихомирова, С.В. Становление психологической темпометрии как нового научного направления в психологии // Знание. Понимание. Умение. –2015. – №4. – С.177-186.