Красные звезды в небе Калифорнии

06.04.2018

Всем доброго,

Решил выложить и свой обзор экспонатов, начиная от классических "этажерок" и заканчивая временами Второй мировой и пост-военной эры, которые видел на одном из местных шоу.

Одно же из ключевых отличий моего рассказа - факт, что все представители авиапрома добрались на шоу своим ходом, точнее прилетели, а так же участвовали в групповых или индивидуальных полетах.

На летном поле гордо попирал велосипедными колесами бетонку один из пра-пра-дедушек современных самолетов, производимых между 1910-1914 годами фирмой Société Anonyme des Établissements Nieuport. Для столетнего старичка он держался очень бодро, особенно учитывая то, что владелец не только его восстановил, но и продолжает на нем летать.

Доверить свою жизнь и здоровье паре-тройке деревяшек, фанере и парусине на растяжках, поднимаемых в воздух деревянным же пропеллером, — это действительно надо походить на безбашенных пионеров воздухоплавания, которые даже не были уверены, что их творение не развалится в воздухе.

Более чем продвинутый для тех лет 1930 New Standard D-25 “Stanley” с двигателем Wright J-5 Whirlwind на 220 "лошадок" не только летал, но и предлагал приобщиться к истории полетов в качестве пассажиров. Четыре пассажира располагаются в переднем кокпите, в то время как пилот сидит позади них в отдельном отсеке. По этой причине данную модель называли “five men in a tub” — дословно "пять человек в ванной" :)

Этот самолет был восстановлен именно для подобных целей и на данный момент в его активе уже несколько тысяч полетов с восторженными пассажирами, которые летали раньше на стандартных коммерческих самолетах, но в первый раз "прокатились" в открытом кокпите биплана.

Примерно так подобные ему выглядят в воздухе, хотя это и другая модель… мне просто уже было лень ее искать.

Очень интересный аспект данного шоу (который и послужил основанием для названия) в том, что участие в шоу принимают советские самолеты времен Второй мировой и последующих лет.

Это восстановленные до оригинального состояния боевые самолеты, зачастую со своей историей, которые были выкуплены частниками и продолжили свою жизнь и полеты в Новом Свете или аутентичные летающие реплики. Довольно недешевое удовольствие, но это все же часть настоящей истории, которую уже не раз переписывали в угоду современной политике. Тем более неожиданно видеть советские звезды на крыльях в калифорнийском небе… (данное фото скопировано из официального отчета с прошедшего шоу).

Итак, не оригинал, но летающая реплика Як-9, одного из самых массовых и успешных одномоторных самолетов типа "истребитель-бомбардировщик" Великой Отечественной войны, который принимал участие во всех операциях Советской Армии, начиная со Сталинградской битвы.

Все модификации истребителя обладали неплохими лётными характеристиками, а сам самолёт был предельно прост по конструкции и приспособлен для производства в условиях военного времени. Главной особенностью Як-9 являлась его способность модифицироваться в самые разнообразные по назначению и по боевому применению типы самолётов. По подсчетам, Як-9 имел 22 основные модификации!

Следующий в линейке был оригинальный Як-11 1952 года с калифорнийской регистрацией, учебно-тренировочный истребитель, который в своем классе установил ряд мировых рекордов по скорости, достигая 456 км/ч. Несмотря на свой "учебно-тренировочный" профиль, на него можно было установить один синхронизированный 12.7-мм пулемет УБС и подвесить две бомбы до 100 кг.

Боевая история серии Як-11 ограничена участием в Корейской войне 1950-1953 годов и перехватом воздушных шаров-шпионов в Восточной Германии.

Бок о бок на летном поле стояла так же еще одна пара учебно-тренировочных самолётов СССР для первоначальной подготовки лётного состава: Як-18Т и Як-52.

Как и вся условно-мирная техника, у Як-52Б была и более серьезная ипостась: лёгкий ударный самолёт с вооружение из 2 блоков НУРС УБ-32, который разрабатывался для поддержки и противопартизанской борьбы в Афганистане.

Ну а на земле Як-11 мирно соседствует с P-51 Mustang — американским одноместным истребителем дальнего радиуса действия периода Второй мировой войны, который был разработан и произведен компанией North American по заказу правительства Великобритании. На ТВД они использовались как штурмовики, самолеты-разведчики и истребители прикрытия для дальних бомбардировщиков. Ну а возможность установки дополнительных топливных баков и улучшенные высотные характеристики делали их лучшими истребителями эскорта того времени.

К слову, в ходе поставок по ленд-лизу СССР были предоставлены 10 «Мустангов», поступившие в НИИ ВВС для ознакомления. Несмотря на свои большие скорость и дальность полёта восторга у советских лётчиков «Мустанг» не вызвал: в основном бои шли на средних высотах близ линии фронта, для чего более подходящим самолетом являлся Bell P-39 «Аэрокобра», имевшим более высокую маневренность по причине расположения двигателя позади кабины пилота.

Однако на улучшенный версиях впоследствие использовались либо американский двигатель Packard V-1650-7 или лиценционный Rolls-Royce Merlin 60 серии с наддувным двигателем. Вооруженный шестью пулеметами M2 Browning .50 caliber (12.7 mm), неуправляемыми ракетами и солидной бомбовой нагрузкой — он представлял собой неплохую по тем временам машину.

Из тяжеловесов был представлен 1943 Douglas C-47B Dakota — военно-транспортный самолёт, разработанный на базе пассажирского DC-3. Именно этот экземпляр был передан бельгийским военно-воздушным войскам, после чего успел побывать в во французских и израильских, перед возвращением в Калифорию.

Предназначенный для перевозки военных грузов и солдат, после окончания войны он оставался на вооружении многих стран мира до текущего момента. Из 13 тысяч выпущенных самолетов данного типа еще около 300 продолжают летать и даже эксплуатироваться.

Ну и невозможно было обойти стороной знаменитый двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик среднего радиуса действия North American B-25 Mitchell "Old Glory", который текущий владелец отполировал до зеркального блеска для выставок. Кроме бомбовой нагрузки он имел 12 12.7 мм пулеметов (в данной конфигурации), включая спаренный пулемет в хвостовой части.

Однако в последующих модификациях была добавлена еще и 75 мм пушка, а потом общее количество пулеметов было доведено до 18 в конфигурации "gunship", не учитывая ракетно-бомбовую нагрузку под крыльями. Немного непонятно, почему впоследствие почетное звание "Летающая крепость" не перешло к нему от Boeing B-17 Flying Fortress, у которого было только 13 пулеметов M2 Browning.

Переходя к более ранним представителям двухмоторных самолетов, можно припомнить и Lockheed P-38 Lightning — тяжёлый истребитель и разведывательный самолёт, созданный в конце 1930-х годов, который использовался для решения множества задач: от бомбометания с пикирования, бомбометания с горизонтального полёта, ударов по наземным целям до использования в качестве истребителя сопровождения большой дальности. Так же его любили для проведения ночных операций, что было обусловлено его конструктивной особенностью — выхлоп глушился турбонаддувом, так что он был необыкновенно тих для истребителя.

Так же P-38 известен тем, что на нем летали два самых результативных лётчика-истребителя в истории американской военной авиации — Ричард Айра Бонг и Томас Макгуайр, а также известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который погиб в полёте над Средиземным морем летом 1944.

Кроме самолетов сухопутного базирования был представлен и одноместный палубный истребитель — Vought F4U Corsair, отличной чертой которого было сильно изогнутое складывающееся крыло типа "обратная чайка".

Вооруженный пятью 12.7 мм пулеметами М2 Браунинг или четырьмя 20 мм пушки AN/M2, беря на подвески две 454-кг бомбы (или напалмовых бака) или восемь 127-мм ракет HVAR, он потом использовался как неплохой штурмовик.

Один из тренировочных Vultee BT-13 Valiant получилось заснять на летном поле. Никакого вооружения на него не устанавливалось.

От стран бывшего блока стран-участниц Организации Варшавского договора, был представлен чехословацкий учебно-боевой реактивный Aero L-39 Albatros.

Он как раз вызвал у меня больше всего вопросов по идентификации, ибо почему-то я принял сначала за его за Northrop F-5, а потом, посмотрев на воздухозаборники — за BAE Hawk T1. Наверное техническая мысль инженеров-разработчиков шла рядом и пересекалась с подобными разработками, а может просто сказал свое веское слово промышленный шпионаж :)

Некоторые самолеты, такие как Curtiss P-40, британский Hawker Sea Fury и куча тренировочных остались за кадром. Наверное я слишком рано пришел на летное поле, потому что к тому времени они еще не прилетели, а потом было далековато до них идти обратно… авиа и авто-шоу проходили на одном аэродроме, но в противоположных частях летного поля.

Ну а за малую копеечку, можно было совершить обзорный полет на вертолете над территорией аэродрома, понаблюдав за выставкой в пары десятков метров.

Было интересно посмотреть на военную технику, которая помнит те времена, но до сих пор может в полете качнуть крыльями в небе, вызвав забытые эмоции у ветеранов и интерес к истоpии у более молодого поколения.

P.S. Чтобы точно узнать модели самолетов, я воспользовался небольшой хитростью: зашел на сайт Federal Aviation Administration, который является
самым главным регулятором всего связанного с авиацией и поистине кладезем информации, и просто "пробил" все регистрационные номера :)