Мрачные тайны дамбы Гувера или масштабные стройки Великой Депрессии

06.04.2018

Всем доброго,

Моя поездка на дамбу Гувера пришлась именно в зимнее время. Почему именно зима? Наверное все потому, что в основном все путешественники выбирают весенне-летнее время, когда температура достигает зачастую +40С и более, плюс толпы не позволяют насладиться красотой в тишине и покое :)

Итак — дамба Гувера — одно из крупнейших и самых известных гидротехническое сооружение в США, объект интереса многочисленных туристов со всего света, фигуранта многочисленных фантастических фильмов и так далее.

Дорога к плотине лежит в часе езды на юго-восток от города "всех грехов" Лас-Вегаса и, с ростом высоты отвесных стен, потихоньку подготавливает туристов к открывающемуся виду. Чтобы успеть до основного наплыва туристов, я уехал из города часов в 8 утра, поэтому дороги были практически пусты и открывали прекрасные виды на окрестные горы и сиротливо прилепившуюся к ним гостиницу.

Недалеко от плотины, которую к слову пока скрывали склоны каньона, дорога расходится на две: одна ведет к самой плотине, вторая — к мосту О’Каллагана — Тиллмана, построенного только к 2010 году, для разгрузки трассы, которая до этого проходила через саму плотину и являлась настоящим "бутылочным горлышком". Так же одной из причин являлся обязательный досмотр машин перед проездом на дамбу с целью исключения провоза взрывчатки, что еще больше снижало пропускную способность.

Сам мост тянется на добрые пол-километра, причем с одной стороны он находится в штате Невада, с другой — уже территория Аризоны. Фактически на нем можно путешествовать во времени пешком или на машине, так как эти штаты расположены в различных часовых поясах. Если решите по нему прогуляться, то будьте готовы к сильнейшему ветру — берегите бесйболки, шляпки, панамы и очки.

Его постройка заняла пять лет (плюс два года подготовки к основному этапу строительства и расчистки склонов), потребовала 60 тысяч тонн бетона и 8 тысяч тонн стали, и теперь он является первым композитным арочно-железобетонным и вторым самым высоким мостом в Штатах.

Две полосы движения в каждую сторону (вместо двух встречных полос на дамбе) и отсутствие "затычных" поворотов обеспечивают хорошую пропускную способность.

Именно с моста открывается замечательный вид на плотину и, вписанные в окружающие склоны, основное здание музея, парковку и прочую сопутствующую структуру. В основании плотины видны здания генераторной станции, аварийные водосбросы и различные технические туннели для доступа и обслуживания.

Перед зданием музея находится отлитая в металле фигура строителя моста. На самом раннем отрезке строительства они, спускаясь вниз на веревках с 250 метров, занимались расчисткой склонов, очищая их от некрепко держащихся камней и последующих взрывных работ для достижения крепкой породы стен каньона. Чтобы хоть как-то защититься от частых падений камней, работники придумали окунать свои шляпы в деготь, выдерживать их на солнце для сушки и повторять процесс несколько раз, пока они не получались достаточно жесткими. Так был изобретен прототип стандартных строительных касок, которые сейчас являются обязательной деталью экипировки на любом строительстве.

Во время начала строительства в стране бушевала Великая Депрессия, поэтому почасовая оплата труда от 50 центов и до $1.25 привлекала многих — народ начал стекаться к месту будущей плотины в поисках работы, первый год живя в палатках, пока недалеко не построили небольшой городок Boulder City с соответствующей инфраструктурой. На самой стройке работало чуть более 3.5 тысяч ежедневно (5 тысяч человек в пике) и всего было задействовано немногим более 21 тысячи на самой стройке, хотя проект дал работу многим фабрикам и сталелитейным заводам в соседних штатах. Ну и многочисленным фермерам после.

Интересно, что рабочие жестко отбирались по расовому признаку, что было обозначено в контракте между правительством и подрядчиком, “Большой Шестеркой” компаний, и это являлось отголоском политики данного времени: подавляющее большинство было белыми, ветеранами войн, черные и мексиканцы не превышали малочисленную квоту и были задействованы на самых тяжелых и неквалифицированных работах. И особым распоряжением было запрещено принимать на работу китайцев и любых азиатов, видимо правительство оценило масштаб их заселения при постройке и возрождении Сан-Франциско после пожара 1906 года, когда местная диаспора китайцев стала одной из самых крупных в США.

Само здание лучше всего рассматривать, прогуливаясь по плотине. Как рассказал гид — сначала все постройки хотели сделать просто как бетонные здания, не отличающиеся цветом от самой плотины, но потом решили, что негоже такой крупной и известой плотине быть серой мышкой, поэтому был приглашен архитектор, которые идеально вписал здания в окружающие скалы и поработал над стилем верхней части плотины. В итоге получился целый ансамбль в популярном тогда стиле арт-деко. Как оказалось — они не прогадали, подтверждением чему служит поток туристов.

Если у вас есть время не только на прогулку / проезд по дамбе, но и на посещение музея и тура — то очень рекомендую, за $30 (плюс $10 за парковку) это того стоит. Вам покажут короткий фильм 30-х годов о постройке дамбы, проведут по музею, генераторному залу, мрачными коридорами в теле самой плотины и окружающих скал.

После прохождения контроля как в аэропорту, который мне пришлось проходить дважды (забыл оставить в машине свой Benchmade 581 тяжелое детство 90-х) и просмотра фильма перед экскурсией, мы с тур-гидом спустились до уровня обводных водопроводов в теле плотины. После упихивания всей группы в лифт, слоненок нас посчитал по головам, сообщил данную цифру на пост и мы ухнули на добрые пару сотен метров, после чего прорубленными в скалах коридором пошли к первому пункту нашей экскурсии — обводному трубопроводу, который служит для доставки воды к турбинам и аварийному сбросу вод при переполнении резервуара. Для сброса он был задействован дважды: в 1941 для теста и в 1983 году при переполнении резервуара.

Диаметром в 15 метров и соединенные 3 дюймовыми заклепками, они уходят вдаль по обе стороны от обзорного зала. В отличие от многих других плотин, где они находятся в теле плотины, данные водосбросы "обходят" плотину, чтобы не нарушать ее крепость, ведь по факту она передает все давление воды на стены ущелья… лишние дырки ей не к чему :)

Существуют куча гипотез, начиная от постройки дамбы на "костях рабочих" и до запрятанной секретной лаборатории в недрах дамбы из "Трансформеров". Официальная статистика заявляет, что первой зарегистрированной смертью было падение со скалы геолога J. G. Tierney, который искал место для дамбы (он разбился и утонул), и еще 111 человек после него, причем список закрыл его сын Patrick, который погиб через 13 лет после отца… вот такое семейное проклятье. Если подтвержднеие первому можно найти во многих официальных источниках, то насчет второго (секретной лаборатории) нас уверил экскурсовод. Правда потом он вполголоса пробормотал, что возможно у него нет соответствующего допуска и он точно не молодая блондинка со внешностью фотомодели.

Далее нас ведут в генераторный зал со стороны Невады. Как определить? Да запросто: на дамбе 17 генераторов, 8 со стороны Невады и 9 в Аризоне, которые расположены в помещении длиной около 120 метров и высотой под все 90. Ну или можно по окнам в самом зале определить, откуда заглядывает солнце. Почти как учили в школе: где растет мох — с той стороны и север.

Обзор с туристического мостика с высоты 60 метров открывается шикарный: уходящие в ряд генераторы Francis-type vertical hydraulic turbines были установлены в промежуток с 1936 по 1961 год, поэтому они и не идентичны. Все вместе они вырабатывают чуть более 2 Гигаватт. На момент съемки в крыле работало только 3 турбины, которые можно идентифицировать визуально по горящему оранжевому фонарю на колпаке, плюс через бронированное инспекционное окно — увидеть как внутри вращается ротор.

Как сказал тур-гид: основной причиной все же была не выработка электроэнергии, а сбор паводковых вод и агротехническое значение самой плотины, когда вода делится между тремя штатами, что законодательно оговорено в специальном документе. Хотя в процентном соотношении энергия тоже делится: самому городку при плотине достается 1.8% + остальной Неваде 23.5%, Аризоне 19%, и все остальное соответственно достается Калифорнии.

Когда один из японских туристов, аккуратно выговаривая слова, спросил тур-гида, сколько по его мнению постройка заняла бы в современное время (оригинально проект стартовал в 1928 году, само строительство шло с 1931 по 1935 год и запуск произошел в 1936), то тот подумал несколько секунд, усмехнулся и глаголил: "От 15 и до 25 лет. При том, что все расчеты и постройку можно было бы втиснуть в 3-4 года". Посмотрев на удивленно раскрывшиеся глаза спросившего, он дословно сказал: "А как вы думаете, сколько лет бы заняли все согласования по постройке такого типа, которая влияет на эко-системы нескольких штатов? И какие деньги были бы потрачены на бессчетные комиссии и согласования, да на оплату адвокатов? Да "зеленые" и иже с ними гринписовцы проели бы мозг на предмет сохранения уникальных видов на данной территории, затопление земель поблизости и тому подобное? Раньше люди и правительство были более прагматичны: необходимо сохранить воду для орошаемого земледелия — значит надо, выработка дополнительного электричества — построим, создание рабочих мест сейчас и в будущем — только за. Если для этого какой-то черепашке или птичке придется покинуть свою норку и подвинуться на десяток километров — то значит так тому и быть, с другой стороны на весах голод и безработица десятков тысяч сограждан."

Так же нас провели окольными путями к одной из технических отдушин, которая выходит на середине высоты плотины. Вид из нее на другое генераторное крыло, склоны Черного каньона и укрощенную реку Колорадо через защитные жалюзи открывается тоже неплохой, но это более для галочки "я здесь был".

Коридоры в самой плотине выложены кафельной плиткой еще в момент постройки от пола до потолка, интересно осознавать, что все это было сделано за много лет до рождения твоих родителей, ничего особо не откололось / не покрошилось… и до сих пор приводит в экстаз любителей все обклеивать плиткой :)

А вот на технические туннели, которые идут от самого основания дамбы до запасных выходов наверх — плитку пожалели, все равно там туристов не водят :) Зато там есть сток для конденсата, и самое главное — калитки, которые в случае падения на лестнице не дадут докатиться переломанной и бездыханной тушке до самого низа, а остановят живым через десяток метров.

Говорят, что молодые и горячие работники станции в качестве спора пытаются на время подняться по ней "от и до". "Безумству храбрых поем мы славу", как говаривал старый Рагим.

На закуску, нас (еще раз пересчитав по головам) подняли на саму плотину и выпустили на свежий воздух. В любой день недели по дамбе гуляют сотни туристов, катаются прокатные кабриолеты, парочки и одиночки щелкаю селфи и все вокруг.

Даже есть несколько выступающих карманов на самом краю плотины для лучшего обзора дамбы и самоубийц. Печально, но с момента постройки дамбы и до открытия в 2010 году моста O'Callaghan–Tillman — около 35 человек спрыгнули с нее, но потом решили, что с моста все же надежнее: гораздо выше и дальше лететь. Прошу прощения за черный юмор, но это не идет в сравнение с популярностью моста Золотые Ворота, где "death toll" исчисляется в 1600+ офицально зарегистрированных самойбийц. В каждой стране существуют свои печально знаменитые места.

После проезда дамбы можно подняться по серпантину на несколько витков до магазинчика сувениров, откуда открывается вид на саму дамбу. Для сравнения прикладываю историческое фото из библиотеки Конгресса, где видно еще не затопленное основание дамбы. К сожалению было достаточно пасмурно, поэтому фото вышли немного сумрачными, но наверное это лучше, чем снимать в выжигающее глаза летнее полуденное солнце.

После этого я переехал через дамбу на землю Невады и поехал обратно в Вегас, по пути разглядывая пробку на несколько миль из тех туристов, кто только проснулся после полудня, отойдя от угара и кутежей насыщенной ночи, и попутно хваля себя за то, что смог встать и выехать с утра.

Всем желаю хороших выходных!