О фильме Ready Player One

Предупреждение: минимум спойлеров и максимум личного мнения.

Новый фильм маэстро Стивена Спилберга я посмотрел ещё третьего дня, но сразу писать отзыв не стал, потому что на выходе из кинозала иных эмоций, кроме “Вау!” и “Это несомненно лучший фильм-аттракцион из существующих!” у меня не было. Я даже не стал обсуждать увиденное с товарищем из далёких девяностых, который составил мне компанию (честно, не нужно брать на первый просмотр подругу/жену, если она не такой же гик или игроман, как ты сам, отвлечься во время просмотра просто невозможно, а девушка будет отвлекать, они так устроены), после сеанса мы просто взяли по банке пива с якисобой и поговорили за жизнь.

Как я уже писал ранее, книга меня разочаровала, но сам замысел Клайна был великолепным, и я всё это время до премьеры верил, что Спилберг не подведёт, но давайте для начала о заранее известных составляющих.

Режиссура

Стивена Спилберга нельзя отнести к режиссерам с ярко выраженным стилем - он просто мастерски делает свою работу. Отличает его лишь внимание к деталям, которые в совокупности делают картины маэстро крайне реалистичными. Я имею в виду не только такие признанные шедевры, как Jaws, Schindler’s List, Saving Private Ryan, Catch Me If You Can, The Terminal, Munich, Bridge of Spies или The Post, где реализма и так хоть отбавляй. Я говорю о забавных приключениях Индианы Джонса, о культовых Close Encounters of the Third Kind, о милом инопланетянине из E. T., о таких реальных динозаврах из дилогии Jurassic Park, о мире близкого будущего, в котором происходит действие Minority Report, о удивительной интерпретации War of the Worlds, в которой столь нелепые для начала третьего тысячелетия тарелки на треногах из романа столетней давности оказались вполне пугающими и опасными. Именно благодаря мелочам и проработке Спилбергу веришь, даже понимая, что перед тобой фантастика. Не будем забывать и о том, что, выступая в качестве продюсера, Стивен приложил руку к трилогиям Back to the Future и Men in Black, дилогиям Gremlins и Zorro, франшизе Transformers, и факт того, что на сегодняшний день старина Спилберг удерживает первое место по сумме кассовых сборов всех срежиссированных им фильмов (и вполне вероятно, благодаря RPO эта цифра превысит 10 миллиардов). Несомненно, он умеет создавать продукт, востребованный аудиторией.

Сюжет

Работа, которую проделал приглашённый Спилбергом для обработки книги Зак Пенн, сценарист Last Action Hero, The Incredible Hulk, второй и третьей частей X-Men, и первой части The Avengers, колоссальна:

Референсы на восьмидесятые дополнены более близкими и понятными зрителю девяностыми и двухтысячными,
вычеркнуты заигрывания с киберпанком, OASIS в фильме просто интересная всем без исключения игра, куда сбегают от мрачной реальности, а не полноценный мир, эту реальность замещающий,
охота за пасхалкой больше не крестовый поход одиночек (хотя подростки-пассхантеры и утверждают обратное, но работают они командой с самого начала), отношения между ребятами изначально тёплые, но не без игрового соперничества, так уж природой в подростков заложено,
главный герой не пария игрового мира, уже со старта мы видим не только его одержимость личностью творца OASIS, необходимую для успешной охоты, но и довольно высокий игровой скилл,
IOI (Innovative Online Industries) из фильма, опять же в целях устранения непонятных простому зрителю киберпанковских заморочек, - просто ещё один, правда, очень богатый, конкурент в охоте, зарабатывающий на игре и желающий заработать ещё больше. Заставшие эпоху зарождения ММО помнят целые фабрики “китайских фармеров”, наводнявших игровые миры с целью добычи в них виртуальных ценностей на продажу, так вот IOI - это что-то подобное,
главный злодей обзавёлся миньонами в обоих мирах - немного чокнутым, но даже симпатичным ПКшником в OASIS и столь же “профессиональной” главой СБ в реальности,
квесты для получения ключей переработаны для зрелищности, но поиск правильных путей в них логичен, они стали просто понятны, в конце концов,
добавлены понятные даже массовому зрителю шутки, которые для гиков ещё смешнее из-за отсылок, двойных референсов и т.п.

Эти моменты в большинстве своём можно было понять уже из трейлеров, благо в последнее время прокатчики и сами спойлерят от души.

Персонажи и кастинг

В фильме, действие которого более 80% экранного времени происходит в компьютерных декорациях (а в случае с RPO это не только зелёный экран, но и полноценная виртуальность), к работе актёров требования обычно невысокие. Но, как и коллега Джеймс Кэмерон в случае с Avatar, Спилберг не поленился подобрать таланты “с огоньком”.

В роль Уэйда Уоттса (игровой персонаж Парсифаль) неплохо вписался американский актёр Тай Шеридан, Циклоп из X-Men: Apocalipse и грядущего Dark Phoenix, начинавший карьеру в независимых лентах Joe, Mud, The Tree of Life. С другой стороны, играть подростка, стремящегося к независимости, не так уж и сложно, достаточно вспомнить себя в том возрасте.

Саманту Кук (Артемиду) сыграла Оливия Кук (какая ирония), восходящая британская звезда, начинавшая в роли Эммы из Bates Motel. Её работа в Me & Earl & The Dying Girl, где актриса воплотила на экране Рейчел, также достойна всякой похвалы. В сценарии RPO персонаж Артемиды изменён, она не столько затворница-блоггер, знаменитая своими познаниями, сколько обаятельная пассхантерша, ищущая союзников в борьбе с IOI.

Для образов соратников главных героев (игровые персонажи Эйч, Сё и Дайто) особого подбора актёров не требовалось - мужеподобная негритянка и пара азиатов помоложе, вот и все критерии.

Нолана Соренто, главу IOI и антагониста фильма, воплотил австралиец Бен Мендельсон, в Голливуде больших успехов не снискавший, но вполне популярный у себя на родине (в частности, его роль в Animal Kingdom 2010 года, как и сам фильм, была оценена очень высоко в Австралии, Британии, Швеции и США), харизматичный и хулиганистый.

Роли Джеймса Холлидея (Анорака), создателя OASIS, и Огдена Морроу (Ога), его друга и коллеги, сыграли британцы Марк Райлэнс и Саймон Пегг. Если Пегг в представлениях не нуждается, его пародийная “Трилогия трёх вкусов Корнетто” с Ником Фростом, которую срежиссировал Эдгар Райт (Shaun of the Dead, Hot Fuzz, The World’s End) является уникальным британским продуктом, да и популярность Саймона в Голливуде не ставится под сомнение, то Райлэнс больше известен в Англии, как актёр театра и телевидения, режиссёр и драматург, если бы не одно “но” - это третий фильм Спилберга за четыре года, в котором Марк играет одну из основных ролей (а его участие в Bridge of Spies даже принесло “Оскар”).

Игрока-наёмника с ником я-крУт (i-r0k) озвучил Ти Джей Миллер, американский актёр и стенд-ап комик, получивший образование в английском Оксфорде. На экранах больших успехов Ти Джей не снискал, играл во втором составе персонажей типа бармена Джека “Хорька” Хаммера в Deadpool, но в то же время в активе актёра есть опыт озвучания героев мультфильмов How to Train Your Dragon 1 & 2, Yogi Bear, Big Hero 6 и заглавная роль в сериале Silicon Valley.

Главу СБ IOI сыграла британка Ханна Джон-Кеймен, чья актёрская карьера, как бы иронично это не звучало, началась с озвучания Сиаран (Киран), подруги Артемиса и одной из отряда Клинков Повелителя в первой части, и Милой Шалкуар, бессмертного существа в образе кошки, одного из проводников протагониста во второй части игровой серии Dark Souls. После эпизодических ролей в сериалах Mistfits, Black Mirror, Whitechapel, The Hour и The Syndicate Ханна присоединилась к актёрскому составу канадского фантастического сериала Killjoys, где и по сей день играет наёмницу Датч, главную героиню.

Как видим, в основном составе преобладают актёры британской школы, и это ещё больше укрепляет надежду на отличный фильм.

Музыка

Любимый композитор Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса, пятикратный оскароносец Джон Уильямс был занят в проектах The Post и Star Wars Episode VIII: The Last Jedy (как говорится, Звёздные Войны могут быть и без Лукаса, но невозможны без Имперского марша), поэтому писать саундтрек поручили менее обласканному критиками, но не менее мастеровитому Алану Сильвестри, работавшему ранее над музыкой к трилогии Back to the Future, дилогии Predator, фильмам Forrest Gump, Mission: Impossible, франшизам Stuart Little и The Avengers и т.д.

Разносторонний и умелый композитор, которому по силам сделать звучание как реального, так и виртуального миров.

Визуальные эффекты

Тут без вариантов, студия ILM, - создатели индустрии спецэффектов в современном её понимании и бессменные лидеры и новаторы в нелёгком деле обмана зрителя в кино. Собранная в 1975 году Джорджем Лукасом для нужд собственного кинопроизводства Industrial Light & Magic и по сей день плодотворно сотрудничает с различными режиссёрами и студиями, создавая неизменно качественную картинку необходимой степени реалистичности. Для RPO важными в списке картин, где ILM была основным поставщиком спецэффектов, являются Avatar и Valerian et la Cite des mille planetes, в которых тщательнейшим образом проработаны и воссозданы красивейшие фантастические миры, что доказывает, - для изображения виртуального OASIS лучших спецов на нашей планете не найти.

Тем не менее Спилберг лично контролировал ход работ над визуальными эффектами и доводил своё видение конечного результата на многочасовых планёрках.

Из всего вышеописанного вывод напрашивается очевидный - Ready Player One в кино просто не может оказаться средним фантастическим фильмом, это должен быть шедевр десятилетия как минимум. Так ли это, убедиться можно только в кинозале.

Если у вас нет противопоказаний и есть возможность, смотрите RPO в 3D и на максимально большом экране.

Буквально с первых минут, сразу после быстрого знакомства с главным героем, нас приглашают в OASIS, там, буквально мельком, показывают разнообразие виртуального мира, и забрасывают на старт самой безумной и адреналиновой гонки в истории кино и видеоигр, выйгрыш в которой сулит победителю обретение первого ключа из трёх, ведущих к пасхалке. Восприятие зрителя ещё не перестроено, глаз поначалу цепляется за отсылки к различным играм и фильмам, которыми наполнено экранное пространство, мозг игромана даже к самой гонке подбирает референсы, вот тут - Death Race, тут - Carmageddon и Burnout, потом Split/Second и т.д., но наступает момент, когда магия Спилберга начинает действовать. И вот уже, сам того не замечая, начинаешь сопереживать парню на DeLorean и загадочной незнакомке в седле Akira-bike, которые наперегонки рвутся к финишу...

История подросткового бунта, вплетённая в игру, позволяет персонажам обычной, в общем-то, фабулы раскрыться с различных сторон, ведь там, в реальности за линзами виртуального шлема, тебе позволено быть кем угодно. И это, как ни странно, работает, - внутренняя логика виртуальности не противоречит чудесным превращениям, если они в поле характера героя. Или антигероя, как в случае с персонажем я-крУт, реальная личность которого останется загадкой, но сколько их, знакомых нам по ММО “задротов”, изучивших мир игры вдоль и поперёк, достигших высот и славы, но действовавших механически, не вникая в историю и сюжет, а потому не снискавших дружбы или уважения, желающих в итоге лишь реализовать коммерческую ценность прокачанного аватара.

Два с половиной часа хронометража ленты буквально пролетают, но и добавки не хочется, так как Спилберг изящно закрывает сюжет. При этом созданная им вселенная двух миров остаётся открытой, и кто знает, может быть мы ещё сюда вернёмся. Желательно с маэстро в качестве проводника, но это уж как получится.

Замечу, что Спилберг вполне осознанно не стал изображать мир OASIS реалистичным, за исключением необходимых для повествования объектов. Няшные большие глаза аватаров явно подсмотрели у Кэмерона, и это снова сработало. Вы ни в коем случае не перепутаете игру и реальность на протяжении фильма, и через это осознание подспудно формируется основной посыл, который режиссёр напрямую заявляет в финале устами Джейсма Холлидея, создателя OASIS. При этом тщательность проработки всех аспектов просто потрясает - это действительно самый красивый из созданных ELM визуальный аттракцион, затмивший Аватара и Валериана вместе взятых.

Сохранена и атмосфера преклонения перед культурным наследием прошлого из книги, любителям искать пасхалки и отсылки будет чем заняться с выходом фильма на цифровых носителях, разбирать ленту им придётся буквально покадрово. Персонажи из игровых вселенных и кино, которые бросаются в глаза, - это лишь верхушка айсберга референсов, вокруг которого разворачивается действие, фильм - однозначно самый массивный кроссовер из существующих. И это притом, что Спилберг намеренно не насыщал RPO отсылками к собственным творениям, которых полно в первоисточнике (и, как мне кажется, зря, уж его-то вклад в культуру трудно переоценить). Зато сделанный явно им самим квест по поиску второго ключа - это дань уважения Стэнли Кубрику, мастеру, у которого сам Спилберг многому научился.

Игра актёров не потрясает, конечно, ведь это же не шекспировская драма, а фантастический приключенческий экшен, но и отторжения не вызывает, как, впрочем, и ожидалось. Джеймс Холлидей - рассеянный гений и печальный хикки, его друг Огден Морроу - этакий Возняк при Джобсе, не во всём согласный с гением, но принимающий его таким, какой есть. Уэйд и Сэм, они же Парсифаль и Артемида - обычные подростки своего времени, ведомые желанием осчастливить этот мир в целом и друг друга в частности. Соренто - одержимый жаждой доказать свою значимость управленец в реале и презираемый игроками “донатер” с армией “ботов” в игре. В персонажей веришь, а значит актёры на своих местах и сыграли хорошо.

Саундтрек великолепен, от сцены к сцене он отражает настроение происходящего, дополняя атмосферу, делая экшен более адреналиновым, а редкие драматические моменты - более проникновенными. Не ссылаясь на поп-культуру Алану Сильвестри всё же удалось передать ощущение приключения, как и в 80-х и 90-х.

Нашлось место в фильме и юмору, достаточно лёгкому и местами изысканному, без явных указаний “вот тут смеяться”. Если же зритель гик или игроман, количество забавных и смешных моментов значительно увеличивается из-за постоянных отсылок, заметных его глазу. Впрочем, и обычный зритель не раз улыбнётся, а то и рассмеётся.

Итоговое мнение о Ready Player One - это фильм, который заслужили целых два поколения, это история из детства, перенесённая в будущее. Сегодняшним детям и подросткам, увлечённым не только играми, но и стримами по ним, кино также будет интересным. Отличное приключение в двух мирах, реальном и виртуальном, - детализированное, бодрое, весёлое и в то же время с отличной моралью в конце. А ещё это самая красивая фантастика из существующих.

10/10. Спилберг чёртов гений.

P.S. и всё же интересно, сколько занесли Blizzard за четырёхкратное появление Трейсер на переднем плане, пусть и в обзорных сценах? Я могу принять персонажей из ранних вселенных Метелицы, но Овервоч? Камон!