Тенденции развития системы продаж на примере ритейла (и бизнес-идея в подарок)

06.04.2018

{Аннотация и вывод:


Статья посвящена тенденциям современного развития ритейла и системы продаж в целом.
Основной вывод: закономерностью развития системы продаж уже сейчас является и усилится в будущем ликвидация посредников в виде розничных точек, единичных оптовых баз и пр. Идеальная система продаж сохранит производителя и логистические сети в количестве, необходимом и достаточном для обслуживания конкретной территории при определенной плотности населения}

Написано после прочтения статьи "Голый апокалипсис: Почему магазины одежды массово закрываются", источник здесь: https://secretmag.ru/trends/tendenci...t-vyruchku.htm. С учетом некоего "капиталистического изоморфизма" наших моделей потребления (проще говоря: капитализм и потребительство победили повсеместно), тенденции, отмеченные в статье, характерны для России и всего постсоветского пространства.

Тезисно, выдержки из статьи:


Несмотря на рост покупательной способности, американцы перестают ходить по магазинам одежды. По прогнозам аналитиков, за пять лет в США закроется половина торговых центров.


Выручка крупнейшего интернет-магазина мира Amazon за шесть лет выросла в пять раз, достигнув $80 млрд. Почти у половины американских семей есть премиальная подписка Amazon Prime. Ее обычно оформляют те, кто совершает покупки в Amazon по крайней мере раз в неделю.

Отказ от логомании (покупки одежды с логотипами брендов). Приверженность брендам сохраняется только в люкс-сегменте. Молодежь покупает преимущественно "no-name" (марки без имени, без бренда), которые дешевле брендов в несколько раз.

Уникальные вещи продвигаются и приобретаются через социальные сети или специализированные сайты-агрегаторы.

Изменилась модель потребления. Молодежь стремится тратить больше на еду, путешествия и развлечения, но не на покупку новой одежды.

Тенденции развития системы продаж в России

1. Соотношения ценности шоппинга в торговых центрах и ценности личного времени изменяется в пользу личного времени. Медленно, но изменяется.

2. Сворачивание оффлайн торговли обусловлено не только стремлением экономить время. Одна из основных причин - снижение доступных дешевых энергии и физических ресурсов. Оффлайн продажи сохранятся только там, где с учетом расстояний / плотности населения будет выгоднее вместо прямой доставки потребителям сохранить традиционные точки торговли. Как косвенное подтверждение данного вывода, можно посмотреть разницу в тарифах на доставку по федеральным округам России: https://www.shopolog.ru/metodichka/l...anie-checkout/

3. Риск купить неподходящую вещь в интернете существенно ниже негатива от потери времени на поиск, примерки, простой в очередях и пр. (Лично заказывал несколько раз электронику на aliexpress - проблем не было ни с качеством, ни со сроками доставки. В отличие от покупки у местных продавцов, когда пришлось делать возврат, экспертизу и долго ждать денег).

Однако, это утверждение верно только для дешевых товаров ("не жалко потерять деньги") либо же высоко стандартизированных товаров (электроника, инструменты, запчасти и пр.), где параметры товара с высокой долей вероятности совпадут с ожидаемыми. Дорогие товары (высокая цена доставки, сложность возврата, отказ продавца от работы с доставкой на дом), товары, требующие тактильного/визуального осмотра перед покупкой - пока вне онлайн-продаж. (Предполагаю, что общая закономерность на сокращение оффлайна так или иначе заставит продавцов преодолевать эти ограничения).

Пример: В Москве обувные магазины уже перешли на торговлю с доставкой обуви для примерки на дом. Доставляют лимитированное количество пар (3-4), при отказе от покупке хотя бы одной, оплачивается доставка.

(Как я понимаю, ограничение по количеству пар связано только с физической возможность курьера доставить товар. Магазины, которые смогут преодолеть это техническое ограничение в логистике, выиграют у конкурентов и увеличат обороты).

4. В онлайн торговлю сместится не только промышленный, но и продуктовый ритейл. Это уже реальность. Ашан доставляет заказы на дом и бесплатно формирует корзинку заказов. (Не реклама, просто для обоснования вывода: https://auchan.zakaz.ua/ru/p/delivery/). Предполагаю, что в недалеком будущем рынок займут аггрегаторы продуктовых наборов: формирование корзин по различным точкам/каналам продаж (не только гипермаркеты), с доставкой потребителю на дом.

(На правах прогноза): те, кто смогут создать оптимизированную логистику для доставки свежих продуктов питания в мегаполисы, захватят рынок. По такой модели развивались "Избенка" / "ВкусВилл" , но они сочетали логистику с розничной торговлей: https://expert.ru/expert/2011/37/sve...yad-na-moloko/, и их поставщики - это в основном агрохолдинги, т.е. производители продуктов на промышленной основе.

5. На первое место будет выходит конкуренция не брендов, а "смыслов в вещах". Производители (даже самые мелкие, на уровне "garage name" / гаражных брендов) будут успешно работать на рынке уникальных товаров, "товаров с лицом". Продвижение которых доступно по соцсетям и где дорогостоящие посредники не нужны. Рынок сбыта здесь также не ограничен. При достаточных знаниях и минимальных вложениях можно торговать через Amazon и другие площадки по всему миру.

6. С падением доступной дешевой энергии и ресурсов будет снижаться мобильность населения. Если проще - перемещения (переезды) и путешествия для основной массы будут расти в цене, и люди будут стремиться к стабильности на одном месте. Как следствие - будет расти запрос на качество и долговечность вещей. С развитием рынка индивидуализированных товаров, будет расти запрос на товары "долгоиграющие". Срок службы которых не ограничен "закладками" запланированного устаревания, ремонтопригодные по всем основным узлам, с разумной стоимостью запчастей и пр. Цена товаров из данной категории также вырастет. "Покупать будут реже и дороже".

Бизнес-идея для обувного ритейла

Основным ограничением в обувном ритейле является необходимость примерки, даже если на первый взгляд все параметры совпадают. Это обусловлено индивидуальными особенностями ноги каждого человека: полнота, изгибы, длина пальцев, подъем и пр. Следовательно, для сокращения разрыва между потребителем и производителем (продавцом), необходимо каким-то образом до примерки (или даже до пошива обуви) узнать все возможные параметры ноги потенциального покупателя. Но без примерки это невозможно, а примерка требует затрат на логистику, время, необходимость держать обслуживающий персонал, да и сами люди часто не любят примерять обувь. (Производитель же вовсе лишен возможности примерить на покупателя то, чего еще нет). Как быть?

Здесь следует рассмотреть возможность применения технологии 3D-сканирования. Это позволит получать снимки стопы / ноги человека в статике и движении. Такие технологии уже применяются для сканирования лиц (пластическая хирургия). Сканеры можно установить в любом месте скопления людей. Как вариант, они могут работать вообще без обслуживающего персонала, по принципу кабинок моментальной фотографии.

Покупатель, прошедший сканирование, получает 3D цифровую модель своей ноги/стопы. Такую же модель получают заинтересованные продавцы/производители обуви (ну или только покупатель: все-таки персональные данные и нужно иметь согласие покупателя).

В результате, проблема примерки решена: лекала производятся (здесь можно задействовать 3D-принтер) и обувь шьется с учетом малейших индивидуальных особенностей покупателя. При активном внедрении параметров 3D-моделей в поисковые фильтры аггрегаторов товаров, покупатель может подбирать себе идеальную обувь мгновенно.

Потенциальное ограничение предложенной модели. Это массовое производство, там, где невозможно или невыгодно работать по индивидуальным лекалам. Однако, и здесь может быть полезный эффект. Я предполагаю, что при анализе индивидуальных 3D-моделей проектировщики обуви смогут выявить закономерности. Которые позволят проектировать и шить обувь с параметрами, более приближенными к реальным анатомическим параметрам покупателей.

Источник материала: Problematic.Club

Обсудить тему можно также на портале Aftershock.news