Букварь Homo videns: О визуальных нотариусах, киберсквотерах и визуальном законодательстве

Букварь Homo videns: О визуальных нотариусах, киберсквотерах и визуальном законодательстве

Почему мы больше верим движущимся картинкам? Почему сегодня (!) движущаяся картинка не нуждается в визуальном нотариате (подтверждении своей подлинности):

— срабатывает наша животная (а мы все-таки животные) установка «движется» = «живет», «живое», «настоящее»;

— у нас в голове сидит убежденность «движущиеся картинки», если они очень похожи на настоящие, очень сложно подделать, а потому скорее всего они настоящие;

— наблюдая движущиеся картинки, мы как бы сами переживаем опыт камеры; мы снимаем на свою внутреннюю камеру то, что кто-то снял на камеру.

Необходимо сформулировать правила распознавания фейковых движущихся картинок. Это очень сложно, но возможно. Сейчас мы делаем спецэффекты для одного художественного фильма. Наш production-директор Миша Колоколов помогает абсолютно нереальным картинкам прикинуться реальными. Он работает с такими категориями, как «свет», «тень», «текстура» и др. У него хорошо получается. Он работает с нашим изначальным бОльшим доверием «движущимся картинкам». Недавно он поделился некоторыми своими наблюдениями. Попробуем передать своими словами главное. После долгой и кропотливой работы по наделению фейка всеми приметами настоящести, реальности, опыт наблюдения реальной реальности таит в себе едва ли не мистику. Реальная реальность вдруг оказывается гораздо неряшливее с тенями. Разворачивающаяся перед тобой в виде движущихся картинок, иногда она кажется менее реальной и какой-то «рандомной», чем кропотливо простроенная реальность искусственная. Реальная реальность пока еще не озабочена тем, насколько реальной она кажется наблюдателю. А потому может позволить себе выдавать фокусы в виде облака, очень похожего на собаку, и т.п. Иногда мистичность и рандомность может служить приметой реальности разворачивающейся на твоих глазах реальности.

Иногда общество бывает беременно неким визуалом. Например, допропорядочная часть Запада, убежденная своими пастухами в области символического, страстно желала увидеть мертвым Бен Ладена. И появились картинки убитого Бен Ладена. Сначала публике выдали очень-очень грубую подделку, какой-то жутко неряшливый фотошоп. Но на это никто не обратил внимания. Во-первых, потому, что эту картинку очень хотели увидеть. Во-вторых, у этой картинки были очень мощные визуальные нотариусы.

Нам кажется, что о визуальном уже пора говорить, используя термины юридические, обществоведческие, политологические. Фейковым движущимся (и не очень) картинкам очень здорово помогает визуальный нотариат. Визуальными нотариусами могут выступать:

— власти

— «те, кто там был»

— просто все те, кто работают в обществе и символическом поле инстанциями доверия

У нас есть ощущение, что сейчас случается что-то очень важное и, к сожалению, бесконтрольное. Именно сейчас происходит накопление в социальной памяти, в нашем ментальном клип-арте (каталоге визуального возможного) визуальных прецедентов. Наш (каждого из нас) визуальный опыт крайне скуден. Ну что мы видим на пути с работы домой и обратно? Наш визуальный опыт обывателя, туриста, обладателя (идиотского или не очень) хобби и т.п. — крайне скуден. В достоверности массы являющегося нам визуального мы никогда не сможем убедиться сами. Но нам это показывают. И мы уже принимаем эти визуальные стандарты. Мы никогда не сможем увидеть сами то, как автомобиль выезжает из водопада — слишком абсурдна ситуация. Слишком сложно, да и не нужно это моделировать на практике. Но нам это показывают. И мы вынуждены эти картинки принимать как канон. Не дай Бог потом случится что-то подобное в реальности с каким-нибудь политиком, и нам это покажут в соответствии с уже сформированным каноном — мы обязательно поверим. На наших глазах происходит масштабное визуальное киберсковтерство. Нам показываются разные не проверяемые практикой ситуации. Визуальные решения для разных представимых и не представимых ситуаций плодятся. Наш канон реального формируется. Может пора подумать о законодательстве в области визуального?