Управлять — тоже искусство, или несколько слов о кризисе власти в мире.

 Jan_Matejko-Batory pod Pskowem
Jan_Matejko-Batory pod Pskowem

Артём Булатоуски.

В последнее время можно услышать много нареканий на власть и управление в Беларуси. Соседние с нами народы также часто, даже традиционно, критикуют свои правительства. Ясно, что идеального в этом мире мало и всегда можно найти причину посетовать или осудить. Но если имеются объективные огромные проблемы в хозяйстве, демографии, культуре — то недовольство перерастает в нечто совсем другое. Вместе с тем логично возникает вопрос — а что тогда делать? Кто должен решить наши проблемы широкого спектра? И вот какие ответы нам предлагает история.

Ветхий Завет

Пожалуй, самым старым примером того, какой управлять обществом, мы найдем в Библии. Вот что на этот счет нам рассказывает Ветхий Завет:

  • И воздвигал им Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их;
  • но и судей они не слушали, а ходили блудно вслед других богов и поклонялись им, скоро уклонялись от пути, коим ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним. Они так не делали.
  • Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их.

(Книга Судей 2:16-18)

Очевидно, что народом в те времена не управляли «залетные» люди. Судья должен быть справедливым, милосердным для своих, смелым перед опасностью, чтобы получить от Бога право называться «судьёю» и признаваться народом за вождя.

Индоарии

Приблизительно с 1700-го по 1100 г. до новой эры у части индоевропейцев — индоариев, — возникла система разделения общества на варны. Среди них были три высших — брахманы, кшатрии, вайшьи, которые были представлены ариями, и одна низкая — шудры, представленная местным, здешним населением Индии. Для каждой (читать далее...)