Талгат Нигматулин. Долгий путь "к пиратам " ...

Талгат Нигматулин: долгий путь к пиратам. Жизнь до славы.

Он начал сниматься в кино даже не будучи студентом. Колоритная восточная фактура не оставляла его незамеченным. Первую роль белогвардейского офицера в фильме " Баллада о комиссаре" он получил в 1967 году. Тогда то и началась его актерская биография. До "Пиратов" оставалось целых 12 лет.

Кадр из фильма "Баллада о комиссаре"
Кадр из фильма "Баллада о комиссаре"

Фильм не имел большой "агитационной" нагрузки. Много было "прорех" в сюжете. Во многом поведение главных героев было непредсказуемым и " маловероятным" Особой характерности роль не представляла, но многим запомнился образ чистенького , аккуратненького, такого "миниатюрного" негодяя в лайковых перчатках.

Кадр из фильма " Бахор" (Весна) (1969)
Кадр из фильма " Бахор" (Весна) (1969)

Я заметила, есть такие актеры, на которых сколько грима не накладывай - они узнаваемы всегда. Ну не дано им перевоплощение!!))) Это не "заложники" , а "добровольцы" одной роли. Им в ней хорошо и уютно. не надо ничего менять. Да если бы и захотели - не получилось. А есть такие, которых сразу и не узнаешь. Настолько велика сила перевоплощения. К последним и относился Т. Нигматулин.

"Бахор" - фильм о первой, и скорее всего единственной, любви главных героев Пулата (Т. Нигматулин) и Бахор (Л. Зубкович) на фоне Великой Отечественной войны. Фильм снят по роману "Могучая волна" Ш Рашидова (Первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана)

Его Пулат - застенчивый, скромный максималист, умеющий постоять и за себя и за свою любовь. Актер отлично справился с ролью, а ведь его герой гораздо моложе самого актера. Его Пулат получился молодым (по возрасту) и мудрым не по годам. В свои 17 он берет на себя ответственность не только за себя , но и за девушку. Он решает такие проблемы , кои нынешние 30-40 летние переваливают на чужие плечи.

В 1971 году Т .Нигматулин заканчивает ВГИК ( мастерская С.Герасимова и Т. Макаровой) и возвращается в Ташкент, где снимается на местной киностудии.

Кадр из фильма " седьмая пуля" (1972)
Кадр из фильма " седьмая пуля" (1972)

Примечательно, что соавтором сценария фильма был Андрон Кончаловский. Случайно, или нет, но фильм очень похож по динамике и сюжету на другой, более известный советский боевик " Свой среди чужих.."

Были и другие, менее известные широкому зрителю ленты, снятые в Ташкенте. " В черных песках" (1972)

Кадр из фильма " В черных песках"
Кадр из фильма " В черных песках"

"Встречи и расставания" (1973)

Кадр из фильма " Встречи и  расставания " (1973)
Кадр из фильма " Встречи и расставания " (1973)

Фильм с очень необычным сюжетом об узбекском юноше, работающем по контракту в Западной Германии." Духовное взросление" главного героя, на что был рассчитана основная сюжетная линия, забивается непривычностью (и неоправданностью) обстановки совершенно другой страны и по менталитету и по общественному укладу. Фильм получился массивный и по сути, ни о чем.

Кадр из фильма " Сказание о Сиявуше "(1976)
Кадр из фильма " Сказание о Сиявуше "(1976)

Фильм был снят на " Таджикфильме". Это был хороший, качественный советско-таджикский фильм - сказка по произведениям А. Фирдоуси " Шах-Наме". Красивый, колоритный и динамичный фильм на фоне обалденной природы.Это наиболее качественный фильм в фильмографии артиста.

Это были те роли, которые вели Талгата Нигматулина к " Пиратам". Мало, мало было ролей, раскрывающий огромный потенциал актера.