90-ые, тоталитарный социализм и общественный транспорт

Точно знаю, когда на моей родине умерло обычное добро для людей. Когда закрыли автотранспортное предприятие, именно так. ОАТП, пережив девяностые, отработав нулевые, скончалось в их самом конце, либо в стабильные десятые.

Проклятый Совок вообще любил нещадно мучить людей. Для пущих садистских наслаждений, в крохотном городке с пятьюдесятью тысячами жителей, к концу СССР и восьмидесятых работали семь маршрутов общественного транспорта, где городские ЛиАЗы выходили в рейс каждые пятнадцать минут.

«Луноходы», рыжие или красно-белые, позвякивающие бутылочным стеклом задней площадки, мягко смотрели круглыми глазами-фарами и тупо возили людей. Первый маршрут, двойка, тройка, пятерка круглогодично, четвертый, шестой и седьмой сезонно и редко. Изделия советского автопрома могли оказаться зимой холодными, подпрыгивали на ухабах, но, каждые пятнадцать минут, подкатывали к остановкам за пассажирами.

Остановки почему-то, не иначе как из-за отсутствия грамотных сити-менеджеров и дизайнеров-урбанистов, варили под заказ АТП из железа. Глубокие, закрытые и с козырьком. Ну, чтобы варварские русские снег, ветер, ливни, метель с бураном и прочие отрыжки Генерала Мороза не превращали бабок, желающих добраться до городского рынка или в поликлинику, в двуногие сосули, снеговики или мокрые пугала. Само собой, остальных граждан остановки также защищали от непогоды, включая бомжей, появившихся в девяносто втором и жутко любивших этих монстров, крашеных суровой серой краской.

Возможно, причиной любви бомжей к остановкам, кроме почти полной защиты от стихии во всех ее проявлениях, являлись скамейки. Они шли по периметру и были широкими, из деревянного бруса, спи, не хочу. В девяностые к ним доварили по два ларька и теперь остановки регулярно проверяли менты. Наверное, следили за бомжами, а как еще?
СССР жутко не любил своих граждан то того состояния, что позволял себе использовать в качестве водителей специально обученных людей, имеющих стаж не менее пяти лет. Мало того… каждое утро, перед отправкой на маршрут, этих негодяев проверял целый врач с медсестрой. Ну там, мерял давление, осматривал на предмет «не бухал ли вчера?» и все такое. Скотство, что еще сказать, только в Совке могли так не любить людей. Пассажиров, в смысле.

В девяностых, то ли по глупости, то ли по инерции, автобусный парк обновили. «Луноходов» осталась где-то половина, а на смену совсем старым пришли их внуки, породившие чуть позже уже современные ЛиАЗы. Понятное дело, что закупка транспорта произрастала от благости господ-реформаторов, а не от забот о людях города. И что, что мэром города оказался бывший председатель горисполкома, да?

Номера маршрутов еще сохранились.

На каждом работают по два ПАЗика.

Жителей в городе осталось почти столько же. Как и пенсионеров.

Такси стоит почти сто рублей, хотя еще полгода назад было пятьдесят.

Лихие девяностые смогли удержать в себе остатки нормального отношения к людям и между людьми, до этих самых сраных автобусных маршрутов. Городской транспорт умер десять лет назад. Не иначе, как из-за курса доллара, из-за чего же еще?