Как стать писателем?

Сегодня литература - это бизнес. Книга - товар. Автор - бренд. Стать писателем может практически каждый. Рецепт успеха: минимум амбиций, максимум гибкости, чуть-чуть способностей и хорошее знание законов книжного бизнеса.

Как стать писателем? Первым делом, надо определиться с жанром. Самые популярные - детектив, фэнтези, любовные романы. Малые формы - стихи и рассказы - публикуют неохотно.

Ирина Щеглова, писатель:

"Важен сюжет. Такие-то герои, с ними происходит то-то, счастливый конец, хэппи-энд - обязательно. Просто обязательно. На протяжении романа они все получают: зло наказуемо, добро торжествует. В общем, вот и всё".

Существуют писательские компьютерные программы. С их помощью создается так называемая "формульная литература" - автор забивает в компьютер свою идею. Программа предлагает писателю несколько формул, по которым можно написать этот роман. Умелая комбинация штампов - и успех обеспечен.

Объём в данном случае имеет решающее значение. Оптимальная рукопись - 300-350 листов формата А4, написана 12 шрифтом. Это соответствует стандартному поккет-буку в бумажной обложке. Если роман будет меньше, издатель попросит его дописать.

Татьяна Устинова, писатель:

"Мне представляется, что лучше иметь дело только с монополистами рынка. То есть, с крупными издательствами. У них, как правило, гораздо больше возможностей напечатать нового автора, чем у мелких".

Примета начинающего автора: чем дольше приходится ждать ответа, тем выше шансы на успех. Книгу читают, как минимум, 2 человека. Они пишут на неё рецензию. Им запрещено общаться друг с другом. Важно получить объективную картину. Издательство публикует всего 10-15% присланных рукописей.

Рукопись, которую решили опубликовать, отдают редакторам. Их задача - убрать из книги все несоответствия и поправить стиль.

Дарья Донцова, писатель:

"Один раз в мою буйную писательскую голову пришёл способ взрыва машины за 10 копеек. Причём, при помощи средства, которое продаётся абсолютно везде, абсолютно спокойно. И я, очень довольная своей выдумкой, всё это расписала на 20 страницах. И вот тут-то редактор мне сказала: "Ты знаешь, давай уберём-ка эту информацию из книги...". Ну потому что правда, идиотов много и нет никакой необходимости всё это описывать".

Это прямо цитаты, взяты из авторского текста:

"Хорошо, - подал голос отец, не поднимая глаз из тарелки"; "Он был холост и жил с собакой"; "Из-за океана, из-за его гладкой лысины, вставало солнце".

Автор должен писать много. Однократные проекты издателю не выгодны. Произведения подгоняют под формат уже раскрученной серии. Писатель должен выдавать не меньше трёх книг в год. Известные авторы массовой литературы на начальном этапе производили одну книгу в месяц.

Начинающий автор первый год должен быть готов нищенствовать. Гонорар составляет от 100 до 500 долларов за книгу. Как только писатель становится популярным, его пытается перекупить издательство-конкурент. Это знак того, что писатель перешёл в следующую категорию. Ему повышают гонорар - в 2-3, а то и в 10 раз. За рубежом платят на порядок больше. За первую книгу о Гарри Поттере Дж. Роллинг получила 5000 долларов. Самый большой в России гонорар, по слухам, заплатили Борису Акунину - 1 000 000 рублей. В сумму от 3 до 7 тысяч долларов оцениваются мемуары звёзд.

Раскрутка. Если первый тираж раскупили за 3 месяца, есть шанс сделать автора звездой федерального значения. Писателя начинают раскручивать. Теперь он пишет строго на заказ, ведёт себя и говорит так, как ему диктуют продюсеры. Будущая звезда участвует в рекламных акциях. О ней пишут в газетах, она даёт интервью на телевидении. У Татьяны Устиновой в первый год раскрутки было больше 140 эфиров - то есть 1 раз в 40 часов она давала интервью. На каждого раскручиваемого писателя маркетологи составляют график - через год-полтора после начала рекламной кампании писатель достигает пика своей популярности, а издательство начинает получать прибыль с вложенных денег. Жизненный цикл автора - 5, максимум 7 лет.

Псевдоним. Это не просто способ скрыть неблагозвучную фамилию. В первую очередь, это ловушка издателя. Издатели дают автору псевдоним только для того, чтобы не зависеть от автора, и в том случае, когда автор прекращает отношения с издательством, оно хочет, чтобы это имя оставалось у них, и чтобы они могли раскручивать это имя дальше. В подобную ситуацию попала писательница детективов Виктория Платова. Издательство не соглашалось с тем, что она ушла. В то время, как у Платовой был творческий кризис, издательство продолжило выпускать книги под её именем. Разумеется, настоящая Виктория Платова к выпуску этих книг не имела никакого отношения. Издательство нашло некую женщину, Викторию Платову по паспорту и присвоило авторство ей. Детективщица подала в суд и выиграла дело.

Раскрученный бренд - основа издательского бизнеса. В частности, когда самому автору сказать уже нечего, за него начинают работать "литературные негры". Так называемый "автор" даёт некую концепцию, основную идею. Наёмные сотрудники пишут целиком, разбивают по главам. После чего автор вносит поправки в текст.

Дюма-отец работал вместе с Огюстом Маке - помогал писать ему исторические главы. Роман "12 стульев" должен был стать проектом Валентина Катаева. Предполагалось, что Ильфа и Петров в данной ситуации станут литературными неграми. При создании массовой литературы, работа негров поставлена на поток. По оценкам специалистов, они создают примерно половину произведений развлекательного жанра. Имена их неизвестны, подвиг их скромен, но иногда - бессмертен.