ПРИ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЗВУЧАНИЯ МЕЛОМАНАМ ПОСОВЕТОВАЛИ НЕ НАПРЯГАТЬ МОЗГ

02.05.2018

Существует множество способов оценки качества записи и самой звуковоспроизводящей аппаратуры. Но иногда аудиофилы так увлекаются, что за звуками теряют саму музыку.

Специалисты KENWOOD предлагают  взглянуть на этот вопрос со стороны.
Итак, они считают, что самое простое — джазовые или классические записи. Возможно, именно поэтому их так любят составители аудиофильских сборников и различных тестовых дисков.

Принцип прост — то, что слышится с записи, сопоставляется с тем, что можно слышать на концертах. Саксофон должен звучать как саксофон. Певец как певец. Тамбурин как тамбурин. Все инструменты должны придерживаться своих мест, не теряться, не глушить друг друга, в них должна ощущаться «жизнь».

Качество записи и воспроизводящей техники влияет даже на такие, казалось бы, нетехнические параметры, как ритмика. Некие вибрации и послезвучия, которые витали во время записи в воздухе студии, могут напрочь потеряться при трансфере на диск. И вновь там обнаружиться, когда тот же диск окажется в аппарате раз в двадцать дороже.

С рок- и поп-музыкой и уж тем более с «электроникой» все сложнее. Хотя бы потому, что там существует мощнейший элемент надругательства над записью — продюсирование. Подавляющее большинство такой музыке в принципе не было предназначено для того, чтобы звучать натурально. Её сводили и мастерили из расчета, чтобы все это круто звучало по радио. А теперь еще учитывают, чтобы был более-менее нормальный звук в iPhone с беспроводными наушниками.

Продюсирование это еще полбеды. В такой музыке живых инструментов в принципе крайне мало. Скажем, рок. Электрогитара (в отличие от акустической) — инструмент сугубо индивидуальный, и может менять свой тембр, динамику, искаженность, атаку и так далее в зависимости от тысяч настроек. Синтезаторы, клавишные, бас, драм-машины тоже не являются носителем какого-то истинного звука, который можно сравнивать с «эталоном».

Самые живые инструменты на любой популярной записи — вокал и барабаны (если они записывались в живую). Вокал, правда, звукорежиссеры тоже горазды затравить фильтрами, эффектами и эквалайзерами, но когда он по-настоящему живой — это ощущается на записи, и сильно. Собственно с оценки вокала сознательно или подсознательно люди и начинают дегустацию записи. Запись с испорченным вокалом наверняка безнадежна и в целом тоже.

Главное в процессе прослушиваний и сопоставлений — не напрягаться, не вслушиваться в какие-то неуловимые детали и поменьше работать мозгом. Хорошая запись и хорошая техника дают о себе знать сразу, без кропотливого и унылого анализирования.