Вечеринки Петра I - "всепьянейший собор"

09.04.2018

Пётр I являлся неоднозначным правителем, а споры историков о его деятельности не утихают до сих пор.

Порой от государственных дел нужно было отдыхать, поэтому Пётр со своей близкой компанией друзей (Лефортом, Меншиковым, Ромодановским и т.д) часто устраивал оргии "всепьянейшего собора" (так же имел названия всешутейший, сумасброднейший), пьяный разгул которого мог длиться несколько дней.

Собор складывается с начала 1690-х годов и просуществует до самой кончины Петра. В юности молодой царь проводил очень много времени в немецкой слободе, Лютеране
,которые составляли основное население оказали сильнейшее влияние на формирование личности и характера будущего правителя. Ассамблеи продемонстрировали Петру другой вид празднества, чуждый России, который сопровождался пьянством и развратом. К тому же женщины здесь могли быть полноправными собеседниками мужчин, что было в новинку.

Некоторые исследователи культуры относят Всешутейший собор к проявлениям типичного для Петра I «анти-поведения», опирающегося на народные представления и святочные маскарадные традиции.
Некоторые слои общества стали воспринимать царя, как Антихриста.

Первоначально покажется, что целью собора являлось веселье, питьё, карнавальные действа, безусловно, это всё имело место быть, но так же имелись и скрытые цели.

Историки отмечают,что в данном веселье был важен не только унизительный для церкви или развлекательный для приближённых элемент. Царь создал своеобразный механизм отбора и сплочения наиболее преданных лиц. Во время „шумства“ они проходили проверку на послушание, худо-бедно демонстрировали свои творческие способности и фантазию, привыкали к мысли, что сословные перегородки преодолимы. В конце концов, благодаря „всепьянейшему собору“ в массовое сознание внедрялась важная идея, отличающая менталитет Нового времени от средневекового, — убеждение в том, что сущность (природа) человека не зависит от его чина — происхождения, статуса, образа жизни, предписанной манеры поведения.

Некоторые отмечают и психологические цели Собора:
Дикие оргии нужны были для того,что бы Пётр смог преодолеть свою неуверенность и страх, отдохнуть, снять стресс, так сказать "выплеснуть энергию".